Если вы до самого недавнего времени ехали бы на своей машине из Ростова или Краснодара в Донецк или Луганск, то вам сразу же бросалось в глаза, как сходство, так и различие пейзажей этих территорий. Сходство: один и тот же природный ландшафт – красивые бескрайние степи, холмы, возвышенности, терриконы; одни и те же люди с одинаковым южнорусским менталитетом, психологией, диалектизмами и акцентом. На этом сходство и заканчивалось. Во всем остальном эти территории как небо и земля.
Донбасс, которым во времена Украины некому было заняться, а во время 8 лет войны и экономической блокады все внимание было привлечено к фронту, до самых недавних пор выглядел непрезентабельно. Облик городов застыл в далеких 80-х прошлого века – потрепанные советские панельки, серые хрущевки, серый силикатный кирпич, отвратительные дороги, если они, конечно, были, брошенные заводские цеха и законсервированные стройки, бедное население.
В отличие от Донбасса Ростов, Краснодар и другие города и поселки становились все красивее и современнее: отличные дороги, современная инфраструктура и транспорт, передовые технологии, каждый год появлялись новые микрорайоны, зажиточные граждане и прочие радости цивилизации.
После присоединения теперь все это с прошлого года начало приходить и в Донбасс, и в Херсонскую, и Запорожскую области. Эта часть Новороссии сегодня превращена в большую стройку: теперь по дорогам Донбасса стало можно ездить – всё асфальтируется, основные трассы расширяют – где было только две полосы, будет четыре. Дороги "обшивают" бордюрами. Ремонтируется, возрождается и реконструируется все – школы, парки, детские учреждения, больницы, канализация, транспортные парки. Всё это происходит несмотря на войну и украинские обстрелы. В общем, каток возрождения Донбасса и других присоединенных территорий Новороссии не остановить. На наших глазах меняется внешний облик Донбасса, не говоря уже о повышении жизненного уровня граждан: выросли зарплаты и пенсии, начались социальные выплаты населению.
Строители из Самары
Такая работа дает свои плоды. Та часть населения, которая была либо проукраинской, либо нейтрально-равнодушной, переходит на российские позиции. Один из донецких больших чиновников для иллюстрации такого подхода рассказал корреспонденту издания Украина.ру следующую историю:
"У жены в запорожском Приазовье в районе Бердянска живет сватья – баба Гаша, учительница по профессии. Сначала ей не нравилось, что Россия "напала" и "захватила", но им в село провели газ, причем хороший по качеству и дешевый. Поскольку их хозяйство в упадке, пошла она снова работать учительницей начальных классов и платят ей такие деньги, какие учителя на Украине не получают. В итоге – она уже стала пророссийской.
Рассказывала, что народ у них поделился: типа одно село за Россию, другое - за Украину. А она им говорит: "Зачем эти споры, разве вы не понимаете, что Россия пришла сюда навсегда".
Для меня это пример народной психологии. Приходит Россия - проводит газ, платит деньги - люди становятся русскими. Россия должна этим людям реально что-то делать, и они в политическом и идеологическом плане будут изменяться в нашу пользу.
А все эти горе-политтехнологи и горе-идеологи считают, что не надо ничего такого делать, а людей просто с помощью каких-то идеологическо-ментальных технологий надо переидентифицировались. Чушь это. Стройте больше больниц и школ, поднимайте зарплаты и пенсии, и не надо никаких "ментальных технологий".
На одной из таких строек в ДНР, где идет реконструкция большого медицинского учреждения, и побывал корреспондент издания Украина.ру. Речь идет о Центральной городской больнице Снежного.
Сейчас там кипит стройка: рабочие из Самары, которая взяла шефство над городом, реконструирует бывший акушерско-гинекологический корпус. Теперь тут будет хирургическое отделение. В здании, которое было, как и все остальные корпуса больницы, построено почти 50 лет назад – в 1974 году – 4 этажа. Предполагается, что на первом этаже будет травматология, на втором – реанимация, на третьем – хирургия, на четвертом – гинекология.
"Проект того, как все будет выглядеть, составили местные. По плану должно быть все переделано – от подвала до четвертого этажа. Те лифты, которые раньше не работали, поменяют на новые, все внутренние перегородки разрушены, остались только несущие стены. Приемные покои будут выглядеть по-новому.
Самарцы строят быстро и качественно. К ноябрю корпус должен быть сдан в эксплуатацию. Открывать его, видимо, будут и донецкий руководитель Денис Пушилин, и самарский губернатор Дмитрий Азаров. Проект реконструкции больницы рассчитан до 2026-27 годов. Всего 5 основных корпусов: поликлинический, инфекционный, детский и два лечебных. Реконструировать будут по одному корпусу в год. Больница у нас большая. За сутки помощь получают 400 человек.
В следующем году сдадут двухэтажный корпус, в котором сейчас находится хирургия, а по планам после реконструкции разместятся терапевтическое отделение, кардиология и неврология.
Самарцы в прошлом году реконструировали городскую амбулаторию – Центр первичной помощи. Это красивое трехэтажное здание с необычной планировкой. Также Самара реконструирует больницу N2", - рассказал Украина.ру один из врачей больницы, попросивший не называть его имя.
Когда мы подошли к реконструируемому комплексу, то рабочие в это время разбирали крышу – бросали шифер вниз, на огороженную лентой территорию. По планам шифер будет заменен на коричневый металлический профнастил. Рабочие практически все молодые: из Самары приехали 35 человек. Плюс еще 15 наняты из местных. Среди самарцев примерно 15-20 таджиков, которые уже долго живут в России. Некоторые – граждане РФ.
Строитель из Самары
Руководит стройкой молодой улыбчивый самарец Павел Акимов. На всех этажах кипит работа: сверлят, красят, кладут плитку. Объект преображается на глазах.
"Мы в Снежном с прошлого года. В том году делали городскую амбулаторию. Теперь вот этот лечебный корпус. Каждый день кладем 70-80 квадратных метров плитки, а всего за день делаем 400-500 квадратных метров", - рассказывает Акимов.
"Вы знаете, вот захожу в этот корпус и не узнаю его. Раньше он мне казался холодным, темным и каким-то неуютным. А теперь посмотрите, на полу плитка, на стенах плитка. Вот сейчас еще окна деревянные на пластиковые поменяют. Будет красота. Эх, еще бы фасады покрасить да кондиционеры установить, но пока это не предусмотрено планами реконструкции. Может, кто-то поговорит с самарским губернатором об этом, и дополнительный бюджет выделят", - надеется врач, о котором мы говорили выше.
Таджики, с которыми мы тоже пообщались, совершенно не боялись приехать в Донбасс несмотря на то, что тут идет война. В основном они время проводят на стройке. Все трезвенники. Работа начинается в 7 утра, а заканчивается в 8-9 часов вечера. Поработали, поели и спать.
Готовит им прямо в корпусе приехавший вместе с ними таджикский повар. Имя его тяжело запомнить, поэтому ему по неписанной традиции дали русское имя – Коля. В смешанных русско-таджикских коллективах так и поступают. Другие таджики тоже получили русские имена. Мы говорили с Ильей и Федей. Илья, который с другом кладет плитку, вообще живет в Самаре уже 19 лет. Успел два раза жениться. Одна из его жен была русской.
В большом котле Коля каждый день делает то плов, то гречневую кашу, которую готовит на манер плова - с овощами и говядиной. Печет таджикские лепешки. Вкусные. Делает чай, который разливает по большим стеклянным сосудам.
Вообще самарцы в прошлом году реконструировали в Снежном 82 объекта: это и дороги, и канализации, и школы, и спортивные объекты. В этом году – примерно столько же. Теперь Донбасс несмотря на войну – это большая стройка, потому что сюда пришла Россия. Россия пришла – порядок навела.