Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
- Алексей Николаевич, эксперты утверждают, что судьба зерновой сделки, срок действия которой истекает 18 мая, зависит от решений Эрдогана и Путина. Что такого может предложить российской стороне нынешний глава Турции, ведь сделка может добавить ему электоральных баллов перед вторым туром выборов 28 мая?
- Думаю, она будет продлена ровно по этой причине. Эрдоган может настоять на формате сделки, согласно которому вместе с украинским будет экспортироваться и российское зерно. То есть из терминалов в Севастополе и других российских портов зерно будет отправляться на экспорт в рамках того же самого процесса, который применяется к украинскому экспорту.
Тот же самый режим может быть применен к экспорту калийных удобрений. Турецкий банк может стать партнёром Россельхозбанка по обеспечению внешних операций.
Если сделка будет продлена, она будет продлена не надолго – на месяц-два. Потому что у Эрдогана не будет политической необходимости в этой сделке, а он был ее главным бенефициаром. Делать ему такие подарки Россия больше не захочет.
В дальнейшем начнется полноценный торг по обеспечению российских интересов. Эрдоган на выборах скорее всего победит. Он уже обеспечил место если не президента, то премьер-министра. Дальше начнется политический торг, и мы посмотрим, в какой степени турки захотят учитывать российские интересы в сделке или вне ее. Например, на Турцию давят американцы в части участия ее в антироссийских санкциях. То есть торг не будет замыкаться на самой сделке.
- Таким образом есть шансы на запуск аммиакопровода Тольятти-Одесса? Но как это повлияет на характер боевых действий в зоне СВО?
- Он не будет запущен, а будут сделаны переференции в других составляющих экспорта, по сухим удобрениям, например. Относительно аммиакопровода, если туда не попадет российская ракета, то украинцы будут готовы его взорвать, чтобы показать, какие изверги русские, травят города при помощи ядовитого аммиака. В запуск аммиакопровода я не очень верю.
- Экспорт российской нефти достиг максимальных показателей с начала СВО. Но в тоже время Центробанк обнаружил недостачу в миллиарды долларов за проданное в обход санкций российское сырье. Так, Индия в 30 раз увеличила закупки российской нефти. Но попытка торговать нефтью в обход доллара привела к тому, что на счетах в индийских банках зависли миллиарды индийских рупий, и деть их некуда. Это оборотная сторона отказа от доллара как от единой расчетной валюты?
- Индия, естественно, счастлива платить в рупиях. Вопрос, что нам с ними делать… Конвертировать в доллар, но по какому курсу? Рупия – волатильная валюта, как рубль 90-х годов. Проблема в том, что России от Индии надо меньше товаров, чем Индия покупает нефть у России.
Мы уже обсуждали тему создания единой валюты для стран БРИКС. Есть юань, который является международной конвертируемой валютой, а есть рупия, которая нестабильна и статус ее непонятен. Есть Бразилия, в которой высокая инфляция, а есть Аргентина, которая в состоянии дефолта. Как на этом основании строить единые валютные инструменты – большой вопрос. Я верю в то, что единой универсальной валютой БРИКС будет юань. Юань - это последняя крупная валюта, которая не закрыта для российского Центробанка.