Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
Судьба зерновой сделки решается на фоне острой внутриполитической борьбы в Турции, где по итогам первого тура выборов ни один из кандидатов не добился решающего перевеса голосов.
Действующий глава государства Реджеп Тайип Эрдоган заручился поддержкой 49,51% избирателей. Его ближайший преследователь Кемаль Кылычдароглу набрал 44,88% голосов.
Если до 18 мая Россия не получит гарантий выполнения своих требований, российская часть договоренностей по вывозу зерна из украинских портов прекратит действовать.
— Дмитрий, есть мнение, что продление зерновой сделки повысит шансы Эрдогана победить во втором туре президентских выборов 28 мая. Так ли это?
— Главным фактором, который повлияет на итоги выборов, станет то, кого поддержит националистическая часть турецкого электората.
Пять процентов в первом туре получили Синан Оган (глава крайне правой партии «Коалиция отца». — Ред.). Это человек, связанный с постсоветским пространством, он даже написал диссертацию о российско-турецких отношениях на русском языке. И как проголосуют его сторонники, сказать сложно.
А сделка, конечно, будет фактором, на каких-то людей это повлияет. Но Россия, принимая решение о продлении или не продлении этой сделки, будет руководствоваться своими интересами, а не поддержанием политической стабильности в Турции.
— Но ведь уже ясно, что условия сделки, в которых заинтересована Россия, не выполняются и не будут выполняться. Чего тогда добивается российская сторона на переговорах?
— Если верить нашим дипломатам, пока эта часть сделки не выполнена. Очевидно, только компетентные люди знают, насколько удаётся реализовать все цели, которые есть у этой сделки.
А цели гуманные — обеспечить поставку миру зерна из России в первую очередь дружественным странам, то есть не очень богатым странам третьего мира. Россия в конце концов добьется, чтобы условия зерновой сделки соблюдались.
— Утверждают, что львиная доля зерна из украинских портов попадает на европейские рынки, а не в голодающие страны.
— Это печально, но страдания населения бедных стран — это общегуманитарная проблема. А в геополитическом смысле мы даже немного выиграли от того, что обманщики из круга Зеленского стали гнать зерно в Европу. В Польше из-за притока украинского зерна пострадали местные фермеры, а они там очень политически активны. От этого начались ссоры польских либералов с патриотами. Либералы обвиняют правящую националистическую партию "Право и справедливость" в том, что ее лидеры (во главе с Ярославом Качинским) наживаются на экспорте украинского зерна. Поскольку и Качинский, и его оппоненты — враги России, нам от этой их ссоры вышла хоть небольшая, но польза.
Россия добивается того, чтобы зерно отправлялось бедным странам, и это правильно. Но это не наш жизненный интерес. Наш жизненный национальный интерес — получить за это зерно деньги. А это легче сделать, если будет выполнено условие сделки - подключение нашего Россельхозбанка к SWIFT и возвращение возможности получать по этой схеме деньги за зерно, которое мы продаем за рубеж. Именно этого будут добиваться наши дипломаты в первую очередь. А как — им виднее.
— Все-таки какой человек в кресле президента Турции наиболее соответствует российским интересам? Эрдоган или кто-то еще из плеяды турецких политиков?
— Я всегда был против демонизации Эрдогана в некоторых российских СМИ, потому что нужно учитывать, в каком мире мы живем. Требования, чтобы Турцию возглавлял дружественный России политик, нереалистичны. Так не было даже при Ататюрке.
Но Эрдоган вел себя по отношению к Западу независимо, не подключался ко всем санкциям против России. На фоне Франции, Германии, Польше, которые оказались абсолютно убежденным врагом, Эрдоган выглядит вполне неплохо.
Турецкий коридор — жизненно необходимая для России связь с внешним миром, в том числе с европейскими рынками. Турция в отличие от Болгарии и Греции может защитить свои национальные и не поддается давлению НАТО. Это видно на примере покупки Турцией комплексов С-400, несмотря на давление США и Евросоюза.
Турция участвовала в агрессии против Сирии, но делала это на своих условиях, не подчиняясь Западу.
Напомню, когда было нападение Великобритании и США на Ирак в 2003 году, Турция нашла в себе силы не пропустить через свою территорию американские и английские войска. Они шли через Саудовскую Аравию.
Все это говорит о том, что России выгоден Эрдоган как сильный и независимый лидер суверенной Турции. То, что он цинично защищает интересы Турции, для нас приемлемо, когда это не затрагивает наших союзников, как это было в Сирии.
Чем мы отличаемся от Запада? У Запада позиция очень жесткая по отношению к союзникам: кто не с нами, тот против нас. Малейший отход от западных политических установок, попытка Венгрии покупать у России нефть и газ, попытка Польши не принять идеологию ЛГБТ, сразу ведет к сильнейшей демонизации, экономическому давлению и кампании в прессе.
Россия в этом отношении не похожа на Запад. Она действует по принципу: кто не враждебен нам, тот наш партнер. Антитурецкую истерику, которая была в наших масс-медиа, пора прекращать.
В отношении турецких выборов мы избрали совершенно реалистичную позицию. Мы не вмешиваемся, но четко показываем, что не хотим победы в Турции сил, которые направлены на союз с западом и дистанцирование от России.
— Но антиэрдогановскую кампанию в СМИ подогревали, видимо, сообщения о продаже Турцией киевскому режиму «Байрактаров», броневиков и прочего вооружения.
— Все познаётся в сравнении. «Байрактары» продавали частные турецкие фирмы. Очень плохо, что турецкое правительство им не помешало, но в других странах НАТО само государство гнало на Украину технику, выданную СССР для защиты этих стран.
Символично, что Греция поставила Киеву системы ПВО С-300, которые мы им дали для защиты от Турции. Не говоря уже о том, Греция, в рамках государственных контрактов, отправила сотни советских БМП. Государственные сделки намного хуже того, что делает Турция.
У нас раздаются голоса, которые призывают отказываться от любых сделок с иностранными государствами. Но это голоса дурацкие, потому что в современном мире без импорта не выжить. Судьба СССР — это подтверждение того, что изоляция — путь к гибели государства.