Однако прежде чем говорить, что миссия папы провалилась, следует понять, о чём вообще идёт речь.
Информация о мирном плане Ватикана для Украины появилась в феврале текущего года. В России содержание этого плана стало известно 27 февраля со слов председателя Всемирного союза староверов Леонида Севастьянова, поддерживающего переписку с понтификом.
Непосредственно к Путину и Зеленскому папа обращался 2 октября прошлого года, но тогда определённого плана не было: он просто призывал российскую сторону остановить противостояние, а украинскую — быть открытой для переговоров.
Впрочем, нынешний план, во всяком случае в изложении Севастьянова, тоже выглядит несколько загадочно и состоит главным образом из лозунгов.
Особенно смущает обилие восклицательных знаков.
Папа исходит из того, что «никогда в истории военная победа не приносила окончательного мира, но служила причиной новых конфликтов, поэтому только переговоры и справедливые для всех договорённости ведут к полноценному долгосрочному миру. Лучшая победа — это та, где все стороны конфликта чувствуют себя победителями, а не побеждёнными, и только уважительные переговоры могут дать такую победу для всех».
Не ставя под вопрос авторитет папы, отметим, что нередко всё наоборот: победа в 1945 году гарантировала Европе полстолетия мира, а нынешний конфликт — непосредственный результат мирных соглашений.
Ключевые пункты:
— равная ответственность сторон (этот тезис вызывает особое неприятие на Западе, поскольку подрывает концепцию «российской агрессии»);
— сохранение территориальной целостности Украины (этот тезис вызывает особое неприятие в России, поскольку представить себе иное понимание «территориальной целостности Украины», кроме границ 1991 года, затруднительно);
— неучастие посторонних стран в вооружении участников конфликта (Макрон уже оправдывается: «Мы не поставляем Украине вооружения, которые позволят ей атаковать Россию или достичь ее территории»);
— проведение переговоров в Ватикане.
The New York Times иронично прокомментировала план Ватикана: «И Россия, и Украина, преимущественно православные, а не католические страны, заявили, что понятия не имеют, о чём говорит папа. Но Ватикан настаивал на разработке мирного плана. Неясно, был ли визит г-на Зеленского частью этого плана или стал результатом попыток украинского лидера лично объяснить, почему такие разговоры могут быть вредными».
Впрочем, скорее всё же второе, чем первое, поскольку Зеленский в интервью итальянскому телевидению вечером 13 мая заявил:
— «Мы весьма заинтересованы в том, чтобы Ватикан поддержал нашу формулу мира»;
— «Нам посредники не нужны. Нам нужен справедливый мир».
«Украинская формула мира» в настоящий момент переговоров с Россией не предполагает. Зато, судя по заявлениям Зеленского, предполагает физическое уничтожение нынешнего российского руководства. Почему папа должен был с этим согласиться, тайна велика есть.
Интересно, кстати, что моменту встречи Зеленского с папой социологическая служба Центра им. Разумкова по заказу издания «Зеркало недели» провела исследование, в ходе которого 9% опрошенных план поддержали, а 10% назвали папу российским шпионом. Самое удивительное, что 2/3 опрошенных знакомы с планом папы.
Повторим, что план официально носит секретный характер — о чём спрашивали-то?
Итак, насколько серьёзен план папы и можно ли ещё его реализовать?
Как ни странно, то сам по себе план вполне рационален. Даже слишком рационален для современной Европы. В его основе — констатация того, что обе стороны не добились своих целей в конфликте и, видимо, добиться не могут. Потому предлагается нулевой вариант — все остаются при своём.
Например, в соответствии с планом Украина не должна претендовать на членство в НАТО, что выглядит уступкой России, но на самом деле просто фиксирует состояние на начало конфликта, когда Украина членом НАТО не была и реальных перспектив вступить в альянс не имела (они и сейчас туманные: Зеленский в ходе европейского турне получил формальную поддержку, но не гарантии).
Естественно, для России неприемлема норма о территориальных уступках в пользу Украины. Однако ожидать чего-то более вменяемого от современной Европы было бы наивным. Сам же факт причастности к переговорам папы будет иметь значение для части Европы (опять же, напомним о реакции Макрона).
Вне всякого сомнения, Святой престол преследует свои собственные политические цели, скорее всего касающиеся расширения влияния на Украине, в Белоруссии и даже в России. А это само по себе будет порождать конфликты (нынешняя гражданская война на Украине спровоцирована в том числе действиями папской агентуры).
Однако это опасность завтрашнего дня, а сегодня (в текущем или следующем году) нужно будет вести переговоры с Зеленским. И тут поддержка папы будет кстати.