Сам фигурант публикации планы по подрыву «Дружбы» (равно как и желание захватить пару российских городов для последующего размена) отрицает. Впрочем, публикация The Washington Post — тот ещё секрет Полишинеля: «Дружбу» украинские беспилотники атакуют регулярно, что не является секретом ни для российской власти, ни для внимательно следящих за новостями обывателей.
Тем не менее желание продырявить нефтепровод — повод для того, чтобы разобраться, как обстоит дело с экспортом нефти и нефтепродуктов из России и добились ли страны G7 заявленных ими целей своими эмбарго и потолками цен.
Нефть
Если исходить из того, что целью нефтяного эмбарго должен был стать полный отказ Евросоюза от импорта российской нефти, то цели достичь не удалось. Нефть из России как поступала в Европу, так и поступает, просто делает это окольными путями.
Издание Asia Times со ссылкой на данные Центра исследования энергетики и чистого воздуха (CREA) отрапортовало о том, что Китай, Индия, Сингапур, Турция и ОАЭ помогают России обходить санкции, переправляя российскую нефть и Европу, которая отказалась от импорта нефти из России с 5 декабря прошлого года. Asia Times указывает, что поставки нефти из России в пять указанных стран за год выросли на 140% в натуральном и 182% в стоимостном выражении. Там российскую нефть смешивают с другими сортами, а затем легально поставляют в Евросоюз. Такая схема позволяет России восстанавливать доходы от продажи нефти, снижая наносимый ею нефтяным эмбарго ущерб.
И самое занятное то, что всех участников торгов это устраивает.
Евробюрократы сохраняют возможность говорить о работоспособности эмбарго, подчёркивая свой вклад в экономическое обескровливание России при этом получать энергоносители, смягчая ущерб своим экономикам и предоставляя бизнесу дополнительное время для адаптации с изменившимся реалиям.
Цены на бензин и дизель в ЕС к концу апреля 2023 года (см. картинку) вернулись до уровня начала февраля 2022 года, но они остаются крайне высокими по сравнению со странами, где никаких запретов и ограничений не вводили. Плюс за ограничения пришлось заплатить падением маржинальности европейских НПЗ: она упала, они не могут покупать российскую нефть и вынуждены закупать более дорогое сырье из ближневосточных стран.
Цены на бензин в Европе
В плюсе страны, где нефть разбавляют, зарабатывая на этом деньги, заодно получая возможность получить нефть со скидкой. Поставки энергоносителей из России в Турцию, Индию и Китай по итогам 2022 года выросли больше чем в три раза относительно 2018–2019 годов в денежном выражении и почти в 2,5 раза по сравнению с 2021 годом.
Индия и Китай, в свою очередь, за счёт российской нефти сохраняют высокую маржинальность нефтепереработки. Это позволяет им не сокращать объёмы переработки (в Южной Корее, Японии, Сингапуре, Тайване и Таиланде низкий спрос на нефтепродукты при избыточном производстве) и захватывать новые рынки.
Россия же сохраняет часть поставок на европейский рынок, несколько сокращая размер экономического ущерба. Однако ущерб по-прежнему наносится. Свидетельство тому — возросшие объёмы экспорта нефти по морю при сокращении поступлений от продажи нефти в бюджет.
По мере стабилизации мирового нефтяного рынка — а Россия по-прежнему является его частью — издержки России будут сокращаться. Если сразу после введения потолка цен на нефть в декабре российская нефть подешевела до 50 долларов за баррель, то к марту цена превысила 60 долларов за баррель. А на некоторые сорта нефти, в частности дальневосточную ESPO, цена и не опускалась ниже потолка.
При этом, встречая где-либо данные о стоимости отгружаемой нефти, нужно помнить, что после СВО мы все живём в условиях «секретономики» как состояния, когда часть данных либо является неполной, либо искажается, либо и вовсе не публикуется. Поэтому — в силу дефицита достоверных данных — стоит использовать общие данные по экспорту. По итогам первого квартала 2023 года экспорт из России составил 101,8 млрд долларов, что соответствует докризисному уровню за исключением аномального 2022 года, когда цены на нефть и газ взмыли вверх.
Нефтепродукты
Схожая с нефтью история и с нефтепродуктами. ЕС от них отказался — эмбарго вступило в силу с 5 февраля, заодно страны G7 ввели «потолок цен» на нефтепродукты.
Тем не менее поставки нефтепродуктов из России в Европу не прекратились.
Ещё в конце февраля The Wall Street Journal писала об увеличении закупок российских нефтепродуктов африканскими странами на фоне вступления в силу европейского нефтепродуктового эмбарго. Если за весь 2021 год Марокко закупило 600 тыс. баррелей российского дизеля, то только в январе 2023 года было ввезено в три раза больше — 2 млн баррелей. Тунис в 2021 году почти не покупал российские нефтепродукты, но в январе 2023 года нарастил закупки до 2,8 млн баррелей. Аналогичные истории с Египтом, Ливией и Алжиром. Очевидно, что эти нефтепродукты впоследствии поставляются в Евросоюз.
Плюс российские нефтепродукты хлынули в Латинскую Америку, где вытесняют с местных рынков топливо из США. В частности, в феврале экспорт нефтепродуктов из США в Бразилию упал до минимума за последние 7 лет, при этом импорт российских нефтепродуктов Бразилией вырос с нуля до 1,5 млн баррелей. Аналогичная ситуация и в соседней Колумбии. Заодно топливо из США теснят поставки из Индии, объём которых за год (февраль 2023 против аналогичного периода прошлого года) вырос в 5 раз до 2,5 млн баррелей.
В общем, попытки изгнать Россию с мирового рынка нефтепродуктов успехом не увенчались, но, как и в случае с нефтью, поставки чего-либо окольными путями приводят к росту транспортных издержек, то есть сокращению доходов.
Что дальше?
В общем, и с нефтью, и с нефтепродуктами у ЕС вышла классическая украинизация, когда на бумаге запрет есть, а на практике часто нарушается. Безусловно, это не клинический случай, как было с Украиной, где хвастались тем, что не покупают газ из России, умалчивая о том, что этот газ закупали у европейских трейдеров, отбирая из той же трубы, но «прогресс» заметен.
При этом по доходам России запреты и ограничения ударили, но не настолько, чтобы в стране доедали последний хрен с солью. Напротив, издержки постепенно сокращаются.
Во-первых, мировой нефтяной рынок похож на сообщающиеся сосуды: сокращение спроса на нефть в одном регионе приводит к росту спроса на неё в другом регионе, что оборачивается стабилизацией цен. Плюс Россия входит в ОПЕК+, клуб стран — регуляторов этого рынка, а нефтедобывающие страны не заинтересованы в падении своих доходов. Кроме того, странам ОПЕК+ не нравятся нефтяные эксперименты G7.
В-третьих, нефтяные компании не сидят сложа руки.
В теневом флоте, который возит российскую нефть, насчитывается около 600 танкеров — после начала СВО анонимные покупатели потратили 3,8 млрд долларов на покупку 187 танкеров.
В свою очередь, возросший за 2022 год в 16 раз импорт Индией российской нефти — история не только о желании Индии купить как можно больше «чёрного золота» со скидкой, но и о том, что эта нефть в Индии перерабатывается «Роснефтью», которая контролирует НПЗ в Вадинаре мощностью 20 млн тонн. Плюс «Татнефть» купила 50% акций турецкой топливной компании Aytemiz, у которой 570 АЗС и 10 топливных баз.
В общем, отечественная нефтепереработка тоже адаптируется к новым реалиям: гонит топливо в Латинскую Америку, выстраивает кооперационные цепочки и пытается пробраться на новые рынки посредством сделок по слиянию и поглощению. Но здесь есть одно «но»: азиатским покупателям нужна нефть, но не нефтепродукты, поэтому времена у российских НПЗ наступили не самые лёгкие.
При этом всем — и причастным, и непричастным к эмбарго и «потолкам цен» — стало очевидно, что деньги у России не закончатся, а ЕС и США «заднюю» не включат так как это обернётся политическим самоубийством для их элит. Поэтому «ненормальность» 2022 года спустя пару лет станет новой «нормальностью», в которой потоки энергии перераспределятся с выгодой для стран Азии, Южной Америки и Африки, живших десятилетиями в условиях дорогих энергоносителей и энергетической бедности.
А Россия, в свою очередь, постепенно будет сокращать убытки и недополученную прибыль, а заодно менять модель экономики.