Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
Владимир Путин подписал указ об отмене визового режима для граждан Грузии с 15 мая. Другим указом он отменил действовавший с 2019 года запрет на полеты российских авиакомпаний и продажи туров в Грузию.
Президент Грузии Саломе Зурабишвили назвала принятые российской стороной решения провокационными, при этом глава МИД Илья Дарчиашвили приветствовал возможность безвизовых поездок грузинских граждан в Россию и прямых рейсов.
— Арчил, можно ли говорить о расколе среди грузинской политической элиты?
— Зурабишвили никакого политического влияния в стране не имеет. Более того, своим политическим успехом она обязана «Грузинской мечте» Бидзина Иванишвили. Напомню, чтобы проводить свою предвыборную кампанию, она взяла кредит в миллион лари в банке Иванишвили.
Никакого политического будущего у Зурабишвили не было и не будет. Ее карьера заканчивается, и она хочет обеспечить себе спокойное проживание в Европейском союзе. Она гражданка Франции, сейчас она стремится получить политические очки и уехать спокойно на родину.
Если говорить о расколе, то он есть между «Грузинской мечтой» и большей частью населения Грузии с одной стороны и меньшей его частью и неправительственными организациями с другой. Между этими силами произошел раскол, потому что фанатичный подход к тому, что у нас есть одна вера и один слоган — это «Европа и Запад».
Да, большая часть населения Грузии хочет попасть в НАТО и ЕС, но это не означает, что взамен мы будем жертвовать своими интересами и слепо подчиняться указаниям Вашингтона и Брюсселя. Грузинское общество положительно отнеслось к отмене визового режима и восстановлению авиасообщения, потому что для обычных людей это большой плюс.
— А как вы оцениваете требования администрации Жозепа Борреля относительно того, чтобы Грузия не пускала российские самолеты в свое воздушное пространство?
— Угрозы поступили из Госдепартамента США, а потом позвонили Боррелю и напомнили о европейской солидарности. Грузия не подписывала никаких обязательств. Чем может манипулировать Брюссель непонятно. Самые большие финансовые вливания приходят из России, поток энергоресурсов из Азербайджана, сельхозпродукция — из Турции.
Единственное, чем может угрожать Жозеп Боррель, — это отказ в статусе кандидата. Но это может беспокоить только 20—25% граждан Грузии, которые связаны с Европой финансово, семейно и идейно. Для остальных Боррель — это человек в Брюсселе, который никакого влияния в нашей стране не имеет. А вот заявления Госдепа более важны. Для Грузии Америка — стратегический партнер. Грузия, скорее всего, перетасует карты так, чтобы можно было проводить прямые авиарейсы. Во всем мире существует практика обхода санкций.
— Какими вы видите перспективы грузинско-российских отношений в свете недавних решений руководства России?
— Вопросы виз и авиасообщений стоят уже много лет. Я лично участвовал в переговорах с 2015 года. В первую очередь этот вопрос должен был быть решен для самой же России с точки зрения ее интересов. Никакого прорыва в отношениях в дальнейшем я не ожидаю.
Отменить визовый режим для такой большой страны, как Россия, это раз плюнуть. В отношении всего остального мяч сейчас на стороне России, потому что Грузия маленькая не особо сильная страна. Если Российская Федерация захочет потепления отношений, то должны быть решены более серьезные вопросы. Например, похищения граждан Грузии на так называемых границах. У России есть серьезные возможности, чтобы сдвинуть все с мертвой точки.
— Играют ли какую-то значимую роль в грузинском обществе российские релоканты?
— Чтобы создать в Грузии политическую силу, нужно иметь грузинское гражданство или вид на жительство. А релоканты — это люди, которые уехали из России по разным причинам, но они не интегрированы в грузинское общество. Чтобы они интегрировались, должно пройти пять-десять лет. Многие из них уже уехали в Армению, Казахстан или на Запад.
Релоканты влияют только на то, чтобы Тбилиси стал еще более мультикультурным. Сейчас много людей приезжает из Ирана, Турции, арабских стран, Украины, России. Есть районы, где слышна только турецкая или арабская речь, не английская. Но эти люди влияния на политику не имеют, потому что пока что костяк общества составляют этнические грузины.
Грузия — это единственная страна в регионе, где турки, иранцы, украинцы, русские, армяне живут вместе. Этот статус-кво многих устраивает. Здесь армянин может выпить с азербайджанцем, из Ирана приезжают послушать музыку на концертах, турок приезжает, чтобы отдохнуть от Эрдогана. Главный интерес Грузии — создать из страны нейтральную площадку, куда люди приедут, зная, что грузины не будут их использовать в своих интересах.