Уже с первых чисел мая в Херсоне глушат и мобильную связь. Город также полностью закрывают на въезд и выезд. Учитывая, что большинство оставшихся жителей выживают за счет гуманитарной помощи, а её выдают скудными дозами, продержаться на голодном пайке им будет нелегко.
Правда, от гуманитарной помощи херсонцам достается в лучшем случае 20%, а все остальное традиционно разворовывается. С прошлого года уже несколько раз меняли руководство области и отдельных чиновников, но гуманитарка продолжает пропадать. На днях, например, в город прибыл целый гуманитарный конвой с поставленными из ОАЭ памперсами, влажными салфетками и прочими средствами гигиены. Пачки оказались вскрытыми, а вместо памперсов там были куски поролона.
Самое крупное скопление людей в городе - в месте раздачи бесплатных горячих обедов от международных организаций в центре города. Естественно, на время длительного комендантского часа выдавать их не будут.
Объяснить комендантский час на 58 часов можно подготовкой к эскалации военных действий и устранении лишних глаз, которые могут наблюдать за передвижением военной техники. Последние дни украинские СМИ сообщали о попытках десанта на заболоченный левый берег Днепра напротив Херсона. Комендантский час накануне 9 мая также может говорить о попытке, если не контрнаступления, то массированного обстрела с десантом на левый берег или днепровские острова для отвлечения внимания от основного удара. Херсонская областная военная администрация напомнила жителям 5 мая о категорическом запрете распространять информацию о ВСУ, складах и военных базах.
"ВСУ сейчас во всю занято переброской спрятанной в промзонах Херсона военной техники и личного состава на запорожский фронт. Для сокрытия происходящего, жителям Херсона с сегодняшнего вчера даже объявили круглосуточный комендантский час на несколько дней", - пишет Telegram-канал "На самом деле в Херсоне".
Пока херсонцам запретили выходить из дома, местная администрация решила убрать рынок "Кристалл", который в феврале прошлого года частично сгорел из-за обстрелов ВСУ. Однако почему-то для работы, с которой справились бы коммунальщики, к рынку нагнали сотни военных во всей экипировке. "Квартал оцеплен людьми в военной форме, с автоматами. Каждый переулок, который ведет к рынку, охраняется патрулем из трех вооруженных людей", - комментирует ситуацию херсонский журналист Константин Рыженко. По его предположению, власти пользуются ситуацией, чтобы владельцы магазинов на рынке не пытались воспрепятствовать их сносу, а землю якобы уже продали застройщикам.
Сейчас цены в таких прифронтовых городах, как Херсон предельно низкие, правда, и перспективы города пока выглядят очень туманно. При сохранении нынешней линии боевого столкновения и фактической границы по Днепру, у города нет особых перспектив. Он основывался, как порт для экспорта зерна и может функционировать в этом качестве лишь, когда одна сторона контролирует оба берега Днепра. Если же он останется прифронтовым городом, ни один разумный инвестор в него не будет вкладываться, стало быть, город будет постепенно угасать, а оставшееся население – мигрировать.
Еще более туманны сельскохозяйственные перспективы правоборежья Херсонской области, которая раньше славилась своими арбузами. В этом году их почти не сеют из-за минной опасности. По недавнему заявлению украинского военного начальства Херсонской области, разминировано пока только около 5% территорий правобережья. Такими темпами на разминирование потребуется 10-15 лет.
Основная проблема – отсутствие должного количества саперов в ВСУ. На правобережье постоянно работают 350 саперов ВСУ, а требуется в десять раз больше. Областная военная администрация желает высвободить даже этих 350 саперов ВСУ для других задач, а на разминировании задействовать иностранных саперов, которые должны работать на коммерческой основе (за средства западных кредиторов), но те пока не соглашаются из-за повышенной опасности работы в этом регионе.
В городе после эвакуации на левый берег в прошлом году осталось около 20% населения (около 40 тысяч). Однако горсовет Херсона на днях сообщил, что городские поликлиники за месяц приняли около 50 тысяч больных. Тут, получается, одно из трёх: либо горсовет и медучреждения занимаются приписками, чтобы получить большее финансирование, либо заболел почти весь оставшийся город, либо речь идёт преимущественно о раненых военнослужащих, тем более что Херсонский центр крови почти ежедневно требует в срочном порядке доноров всех групп. Правда, призывы по большей части остаются безответными, так как 80% населения город покинули, а среди оставшихся преобладают люди пожилого возраста.