Эту тему президент Украины Владимир Зеленский откровенно прокомментировал в интервью газете The Washington Post, опубликованном вечером 2 мая.
"Иногда он казался раздражённым, комментируя утечки", - отмечает корреспондент издания.
Зеленский сообщил, что узнал об утечках из новостей: ни Пентагон, ни администрация президента США не уведомляли его о произошедшем заранее.
На высшем уровне такой щепетильный вопрос не обсуждался, однако, как рассказал американский чиновник на условиях анонимности, эту тему в разговоре поднимали госсекретарь США Энтони Блинкен и глава МИД Украины Дмитрий Кулеба.
"Это определённо плохая история. Нам это невыгодно. Это невыгодно для репутации Белого дома, и я считаю, что это невыгодно для репутации Соединённых Штатов", - сказал Зеленский об утечках.
Из просочившихся в сеть материалов стало известно об острой нехватке у ВСУ вооружения, боеприпасов, систем ПВО, и это в преддверии контрнаступления, так широко анонсируемого украинскими чиновниками на протяжении нескольких месяцев.
Также достоянием общественности стали просьбы американцев воздержаться от атаки по территории РФ, которую Киев собирался нанести в годовщину начала СВО.
Кроме того, один из документов содержал информацию о потерях ВСУ (15 500 - 17 000 убитыми, 106 500 - 110 500 ранеными по состоянию на 21 февраля), которую власти не разглашают. Это совершенно иная картина - не та, которую украинские власти рисуют для общественности.
Зеленский заявил, что считает утечки телешоу, которое может заинтересовать некоторых людей и которое в конечном итоге помогает России в критический момент.
"Где-то шумиха, где-то скандал. Для нас всё, что так или иначе заранее информирует нашего врага, однозначно минус. Я не вижу здесь никаких преимуществ. <...> Меня спрашивают, кому это выгодно? Мой ответ очень прост: у меня нет времени разбираться, кому это выгодно. Я смотрю, кому это невыгодно", — заявил он.
Президент Украины отказался опровергнуть или подтвердить корреспонденту The Washington Post содержание секретных документов, попавших в сеть, призвав "перестать играть с ним в игры".
Отвечая на вопрос, привели ли утечки к ослаблению доверия между Украиной и США, Зеленский отметил, что демонстрация личных чувств не стоит потенциального вреда поддержке Вашингтона действий Киева.
"Я не могу рисковать нашим государством. Там, где я могу говорить откровенно, я это делаю. Но есть высокие риски. Если бы это была моя война против Путина, и нас было двое на поле боя, я бы сказал всем, что я о них думаю, но здесь история немного другая. Мы все несём ответственность", - добавил президент Украины.
Иными словами, Зеленский недоволен поведением западных союзников, но предпочитает оставить своё мнение при себе, лишь бы ни утратить их поддержку - иначе Украина не сможет продолжать вооружённое сопротивление России.
Но всё же выводы из этой истории украинский лидер для себя сделал.
"Утечки вызвали трения между Украиной и США - их крупнейшими сторонниками в войне. Неспособность Вашингтона защитить конфиденциальную информацию может привести к тому, что Киев будет делиться меньшим объёмом разведданных с Соединёнными Штатами, сказали непублично некоторые украинские официальные лица", - пишет The Washington Post.
Украина уже начала избирательно подходить к тому, какими сведениями делиться с зарубежными партнёрами.
"Киев не делится информацией о контрнаступлении, в том числе о том, когда, где и сколько войск они планируют вывести на позиции для проведения операции", - пишет издание Politico со ссылкой на двоих европейских чиновников.
Украина пока ещё делится основными разведданными с США и европейскими странами, которые оказывают ей военную помощь, но всё же пытается предотвратить распространение деталей планируемой операции, уточняет Politico.
Причиной ограниченного информирования, по словам источников, Киев указывает как раз утечку документов Пентагона и разведки США.
Более того, план предстоящего контрнаступления правительство Украины скрывает и среди власть имущих: подробности в стране знает лишь горстка людей, сказал один из украинских депутатов.
Возможно, украинская сторона решила ограничить спектр информации, предоставляемой западным чиновника, из-за того, что они не верят в успех контрнаступления ВСУ, о чём также стало известно в результате утечки.
По оценке разведки США, Украина вряд ли добьётся крупных успехов в рамках контрнаступления, поскольку не готова к нему. Максимум, на что может рассчитывать, - "скромные территориальные завоевания", писала британская газета The Times.
В свою очередь американская газета The New York Times также сообщала, что, по мнению чиновников США, "наступление маловероятно приведёт к резкому изменению импульса в пользу Украины", ВСУ сталкиваются со проблемами, интенсивные бои под Артёмовском "истощили их запасы боеприпасов и привели к большим потерям в ряде опытных подразделений". Поэтому наиболее вероятный исход - тупиковая ситуация.
А некоторые западные лидеры говорят о сложном положении украинской армии прямым текстом.
Например, президент Чехии Петр Павел, ранее занимавший высокие посты в НАТО, заявлял, что ВСУ испытывают дефицит техники, а критическая нехватка боеприпасов ограничивает не только возможности для наступления, но и способность эффективно защищаться. А российские войска тем временем имеют преимущество в артиллерии и ракетных установках, но прежде всего - в количестве боеприпасов.
Так постепенно происходит охлаждение и потеря доверия между Украиной и США, которые обещали поддерживать её "столько, сколько потребуется".