Вот так «орк» по украинской классификации стал восстановителем, а «эльф» — разрушителем. В том, что Россия умеет строить и восстанавливать сомнений не осталось, ярким примером чего является Мариуполь. В то же время на подконтрольной Киеву территории ни о каком комплексном восстановлении разрушенных городов речи не идёт.
Самое время разобраться, какой масштаб разрушений на подконтрольной и неподконтрольной России территории, во сколько участникам конфликта обойдётся восстановление разрушенного и какими инструментами мирного и военного времени они обладают.
Цена вопроса
Оценить, во сколько именно обойдётся восстановление освобождённых территорий, сложно в силу целого ряда факторов: на территориях идут боевые действия, да и восстановление восстановлению рознь. Одно дело — залатать дыры в стене и вставить окна, и совсем другое дело — снести сотни многоквартирных домов (МКД) и построить на их месте новые микрорайоны с социальной инфраструктурой и благоустройством.
Поэтому куда легче оперировать цифрами нанесенного ущерба: чиновники ими активно делятся, пусть и не всегда регулярно. Но регулярность, то есть свежесть данных в нашем случае особого значения не имеет, так как цели посчитать всё до условной тысячной после запятой нет и быть не может.
К 24 февраля 2022 года в ЛНР и ДНР были разрушены 4115 и повреждены 55 310 объектов инфраструктуры, включая жилые дома, образовательные учреждения, больницы и многие другие социально значимые объекты. Разрушено 19,5% инфраструктуры республик, до 37% инфраструктуры, включая дома, школы и больницы, получило значительные повреждения. За 2022 год масштаб разрушений возрос многократно, однако разрушения носят крайне неравномерный характер.
Если в Донецк прилетает каждый день, но понемногу, что приводит к постепенному накоплению разрушений, то по Мариуполю боевые действия пронеслись за несколько месяцев, как тропический шторм, а Попасную интенсивные бои превратили в руины.
Стоимость затрат на восстановление инфраструктуры и домов в ЛНР и ДНР Следственный комитет РФ в начале октября 2022 года оценил в 223 млрд рублей. Весной 2022 года экс-премьер ДНР Виталий Хоценко и глава ЛНР Леонид Пасечник оценивали стоимость восстановления ЛНР и ДНР в 3,5 трлн рублей, но это с восстановлением экономики. В общем, единой оценки расходов со стороны правительства пока нет, а утверждённый правительством план социально-экономического развития новых территорий пока не опубликовали.
С украинской стороны разрушения также подсчитали, пусть и условно: к середине осени, ещё до ударов по объектам электроэнергетики, повреждено было свыше 7% жилого фонда. А после случились Соледар с Артёмовском.
Как и в случае с Россией, разбег цифр по стоимости восстановления Украины поражает: чуть меньше года назад, когда в швейцарском городе Лугано проводили конференцию по восстановлению Украины, была озвучена цифра в 750 млрд долларов (в 2,5 раза больше украденных у России ЗВР). В марте 2023 года Еврокомиссия вместе с ООН на основании данных от киевской власти оценили стоимость восстановления в 421 млрд долларов, что в 2,6 раза больше ВВП Украины за 2022 год.
Впрочем, мало просто оценить сумму ущерба, нужно ещё получить эти деньги в таком объёме, который, как любят говорить чиновники, можно «освоить». Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль в феврале этого года заявил, что Киеву нужно на первоочередные восстановительные работы 4 млрд долларов.
В свою очередь, журналисты RTVI, проанализировав принятый федеральный бюджет России, пришли к выводу, что расходы на восстановление ЛНР и ДНР в него включены под видом статьи финансирования «специального инфраструктурного объекта», на что на ближайшие три года заложено 377 млрд рублей (почти 97 млрд рублей — в 2023-м, 139,4 млрд рублей — в 2024-м и 140,7 млрд рублей — в 2025 году).
Так что вне зависимости от того, во сколько обойдётся конечная сумма восстановления, стоит исходить из того, что процесс растянется на годы и общая сумма будет «размазана», да и скорость восстановления всегда ограничена не столько деньгами, сколько количеством рабочих и техники, которые можно привлечь к работам.
Что же касается сроков, то из новейшей российской истории можно провести параллели — с поправкой на то, что они всегда условные — с Чечнёй. Её восстанавливали на протяжении 13 лет, с 2001-го по 2014 год, и за это время из федерального бюджета было выделено 464 млрд рублей.
При этом нужно понимать важнейший аспект: мало найти деньги, нужно ещё и обкатать инструменты планового и внепланового восстановления.
Инструментарий восстановления
Например, восстановление Мариуполя с десятками тысяч рабочих и тысячами единиц техники со всей России — это чрезвычайщина, ставшая нормой.
Но даже этот внеплановый инструмент восстановления возник не на ровном месте. Если разложить все предпринятые меры по восстановлению на составляющие, то можно выделить ряд действий, позволивших Мариуполю стать историей успеха, а не провала.
1. За каждым новым районом закреплён регион-куратор, который после инспекции на местности и подписания соглашения с регионом-реципиентом проводит восстановление силами откомандированных строительных компаний с техникой, стройматериалами.
2. Финансирование у программы восстановления смешанное: деньги выделяются как из федерального бюджета, так и из бюджетов регионов-доноров/кураторов. Зачастую именно регионы-кураторы по согласованию с регионом-донором решает, что необходимо восстанавливать в первую очередь.
3. Выстроена вертикаль управления процессом восстановления: специализированные департаменты при Минстрое и Минэнерго подчинены министрам, те, в свою очередь, отчитываются перед вице-премьером Маратом Хуснуллиным и Специальным координационным советом во главе с премьер-министром Михаилом Мишустиным. Командировки вице-премьера, министров и руководителей специализированных предприятий на местность стали нормой. Плюс руку на пульсе держит лично президент.
4. Наиболее разрушенный Мариуполь восстанавливается по оперативно разработанному мастер-плану с заменой части изношенных коммуникаций, восстановлением теплового контура ремонтопригодных МКД, утеплением их фасадов, заменой систем централизованного отопления. Аналогичный подход, пусть и в меньших масштабах и без генплана, реализуется в Волновахе. Однако другие города — Северодонецк и Лисичанск — восстанавливаются силами регионов-кураторов, что обуславливает низкие по сравнению с Мариуполем темпы работ.
5. Активно привлекаются местные специалисты, проводится подготовка и переподготовка специалистов, перезапускаются предприятия строительной промышленности — от цехов по изготовлению окон до гранитных карьеров. Кроме того, в новых регионах построены асфальтобетонные заводы.
6. Для ремонта МКД задействованы силы российских региональных фондов капитального ремонта, а для ремонта в квартирах выделяются денежные выплаты. Заказчиком по многим объектов является публично-правовая компания «Единый заказчик».
7. Создан манёвренный фонд жилья, куда переселяют людей из не подлежащих восстановлению МКД. Также предусмотрена выплата компенсаций за утерянное жильё, что позволяет купить недвижимость в другом городе в пределах субъекта федерации.
8. Активно ведётся строительство типовых блочных МКД, достраиваются брошенные в годы Украины МКД.
Из перечисленных выше пунктов внимательный читатель наверняка заметил уже ставшие обыденными государственные институты, позволившие наладить восстановительные работы. Среди них — публично-правовая компания «Единый заказчик» и Фонды капитального ремонта.
На создание и отладку работы этих институтов ушли годы.
· «Единый заказчик» — компания, чьё появление стало следствием срыва сроков строительства и увеличения смет по объектам, которые до 2021 года курировали разные министерства.
· Фонды капремонта — следствие созданного в 2015 году после обкатки в тестовых регионах механизма по капремонту МКД, который худо-бедно, но работает. При этом власти знают, где и сколько у них МКД и примерно понимают их техническое состояние, что является следствием создания системы ГИС ЖКХ, работу которой контролирует Минстрой.
· А строительство блочных (и не только) домов — следствие масштабных строек в крупных мегаполисах и обкатанного в Москве механизма реновации МКД.
Трагедия для жителей подконтрольной Киеву территории состоит в том, что украинская власть за 30 лет независимости не удосужилась создать институты для планового восстановления инфраструктуры, а создать в сжатые сроки рабочий механизм для чрезвычайного восстановления она в принципе неспособна.
· Во-первых, это ей не нужно было: последние масштабные стройки на Украине вели ещё при премьере Азарове, а ничего гигантского (типа космодрома «Восточный») в принципе никогда не строили.
· Во-вторых, перед бюрократией никогда не ставилась задача показать результат, она была настроена на «освоение» денег посредством их распила. Проще говоря, в украинской системе координат эффективность — это не построить быстро/качественно, а украсть как можно больше.
· В-третьих, меньшие размеры (по сравнению с Россией) украинской экономики вместе с постепенным угасанием экономической активности, центрами которой становились города-миллионники, предопределили ограниченные возможности украинской строительной отрасли.
Механизма капитального ремонта МКД на Украине нет в принципе, хотя к 2021 году из 180 тыс. МКД 146 тыс. МКД требовали неотложного капитального ремонта исчерпав 50-летний срок эксплуатации. При этом в последний раз МКД на Украине считали ещё в 2012 году, то есть киевская власть в принципе не знает жилого фонда страны и не понимает, за что ей хвататься в первую очередь.
Точечные капремонты проводились с 2019 года лишь силами Фонда энергоэффективности и то лишь домам, которые находятся в управлении их собственников (таковых абсолютное меньшинство), а не ЖЭКов. Массовые капремонты должны были проводить ЖЭКи и ОСМД (украинский аналог ТСЖ), но собираемые ими для этого деньги оказались не защищёнными от инфляции, особенно в условиях крайней долларизации украинской экономики, приводящих к постоянной циклической девальвации гривны и непрерывному росту цен. Как итог — накопление денег перестало иметь какой-либо смысл, так как всегда оказывалось недостаточно для проведения ремонта.
Механизм реновации на Украине впервые начали разрабатывать в 2006 году, а запустить его планировали в 2019 году, обкатав на хрущёвках на Чернигове, а затем перенести на Киев. Но не смогли и не успели.
Новые МКД строили только в миллионниках, но и то штучно, а не массово, плюс достаточного количества кадров для масштабного строительства не было.
Перспективы восстановления
Отсутствие государства с бюрократией, способной пусть и с издержками, создавать рабочие институты является главной причиной, по которой киевская власть в принципе не способна приступить к массовому восстановлению разрушенных МКД. Эти механизмы не были созданы в мирное время, не будут они созданы и в военное.
А тот факт, что для ЕС и США Украина является инструментом для войны с Россией, обуславливает отсутствие в Буче немецких строителей и предопределяет нежелание ЕС и США выделять деньги для восстановления инфраструктуры.
Проще говоря, внутри страны организовать рабочие механизмы по восстановлению разрушенных городов некому, а силам извне это не нужно. Поэтому вопрос денег в случае с Украиной является второстепенным и даже если предположить, что они появятся, никакого чуда не произойдёт.
Следовательно, чем дольше будет длиться активная фаза боевых действий, тем большая часть Украины будет становиться непригодной для жизни и тем больше людей будут вынуждены жить в руинах многоквартирного жилого фонда, ремонт которого будет являться их головной болью. А тот факт, что украинское общество (и не только украинское) неспособно к самоорганизации даже на уровне многоквартирного дома, не позволяет надеяться на то, что примеры восстановления разрушенного жилого фонда будут сколь-либо массовыми.
В то же время на возвращенных территориях России по мере восстановления государственности будет происходить и восстановление разрушенной инфраструктуры под контролем федеральной и местной бюрократии. Россия просто будет подключать к своим работающим государственным институтам новые регионы. Сколько их будет не суть важно — главное, что у России есть работающие механизмы восстановления, строительный комплекс и бюрократия, понимающая, что и как нужно делать.
Финансовый вопрос также не имеет критического значения: восстановление — в плановом и внеплановом режимах — растянется на десятилетия и будет стоить сотни миллиардов (а может, и до десяти триллионов) рублей, но эти деньги будут выделяться по частям, а не сразу.
Но восстанавливаться будет территория России, значит, деньги будут вложены в страну, а не выведены из неё, как часто было до СВО.