Кино без границ
Вопреки всем очевидным политическим препятствием, санкциям и запретам , фестиваль прошел с блеском и размахом, участие в нем приняли 35 стран, и, хотя не все режиссеры и представители картин смогли приехать в Москву, гости фестиваля были приятно удивлены личным присутствием режиссеров, продюсеров, актеров, сценаристов из самых разных стран – от Китая, Индии и Мексики – до Франции, Румынии, Израиля и Республики Корея.
Впрочем, президент фестиваля советский и российский режиссер Никита Михалков был довольно сдержан в своих оценках: с одной стороны, он похвалил приехавших деятелей кино из "недружественных" стран за мужество и любовь к искусству, с другой – отметил, что, с его точки зрения, участие европейских стран для России "не столько приятно, сколько показательно".
Почти у каждого режиссера, приехавшего издалека, журналисты спрашивали, не боится ли он проблем в родной стране. Изданию Украина.ру удалось пообщаться с несколькими участниками и судьями конкурсных программ, и все они были отчасти удивлены вопросу.
Южно-корейский режиссер документального кино Ким Джигон с улыбкой пожал плечами, заверив, что в кино и культуре в целом, просто не должно быть границ. Об этом же нашему изданию рассказала израильская режиссер Талия Финкель, документальный фильм которой "Анна и врач-египтянин" сам по себе транслировал идею того, что люди по всему миру страдают от политических распрей, искусственно их разделяющих.
Скорее в шутку, она отмечает: конечно, перед вылетом в Москву посоветовалась со своими русскими друзьями в Израиле, будет ли это безопасно, но гораздо больше переживала о том, что на целых три дня оставляет дома семью без присмотра.
В свою очередь глава жюри основного конкурса, индийский режиссер Рахуль Равель не сомневался, и в фестивале мечтал поучаствовать. В Москве он был не единожды (еще советской), но, рассказал, что и теперь, гуляя по российской столице, во всем видит ее красоту и "культуру, которой здесь пропитано буквально каждое здание".
Режиссер короткометражного кино из Франции Жан-Марк Гилье рассказал, что тоже очень мечтал побывать в Москве, учит русский язык (хотя и немного стесняется пока еще отвечать на нем на вопросы журналистов и зрителей), и приехал не один, а с целой компанией своих коллег по киноцеху. О теплом приеме говорил и иранский режиссер Мехди Бакши Могадам, который представил на фестивале драму с очень острым, очень неожиданным и социально важным сюжетом, и "был уверен, что в России отнесутся ко всему этому серьезно".
Самыми теплыми словами фестиваль и его гостей приветствовал мексиканский режиссер Тонатью Гарсия, получивший одну из основных наград. Он, в своей приветственной речи назвал Россию и Мексику "братскими странами" и напомнил, что:
"В начале 20 века Сергей Эйзенштейн приехал в Мексику и сейчас мы продолжаем эту добрую традицию, эту связь".
Награды кинофестиваля
Победителями фестиваля стали тоже очень разные картины и артисты, представлявшие их. Некоторые были очевидны зрителям и конкурсантом едва ли не с самого начала. Так, фильм, получивший самую главную награду – "Золотого святого Георгия" за лучший фильм – "Три брата" Франсиско Папаралья (Чили и Аргентина) – с момента премьеры обсуждался как один из главных претендентов на победу.
Тонатью Гарсия из Мексики получил награду за лучшую режиссерскую работу за свою картину "Черная луна", которая также выиграла приз зрительских симпатий и получила приз Федерации киноклубов России.
В трех других конкурсных программах победили фильмы из Китая и России: в конкурсе короткометражного кино "Всё" режиссера Лу Хэлай, в конкурсе документального кино – "История российских тюрем. Владимирский Централ" Юлии Бобковой, а в конкурсе "Русские премьеры" – "Край надломленной луны" Светланы Самошиной.
Актеры, получившие награды за лучшую мужскую и женскую роли: Фернандо Арсе из Боливии и Кахо Сэто из Японии.
Особую награду – приз за вклад в мировой кинематограф жюри фестиваля вручило российскому режиссеру Карену Шахназарову.
Резюме
Фильмы, получившие основные награды, затрагивали остросоциальные темы, темы несправедливости, маленького человека в жестоком мире, и прочие другие, которые – очевидно – остаются наиболее интересны аудитории и профессионалам кинематографа.
Тем не менее, программа ММКФ получилась более, чем разнообразной: были представлены и фильмы "маститых", заслуженных режиссеров в программе "Мастера", ретроспектива чилийского кино 70-80х годов "Ночь над Чили", мультипликация из самых разных уголков планеты, национальное кино в программе "Вокруг света за 8 дней", триллеры и фильмы ужасов в программе "Дикие ночи", блокбастеры народов мира, и многое, многое другое.
Очевидно, что Украина не могла принять участие в фестивале этого года, хотя глава отборочной комиссии ММКФ Иван Кудрявцев рассказал в интервью Украина.ру, что ранее Киев неоднократно и успешно отправлял картины на Московский кинофестиваль.
Не только боевые действия, но и тотальное воровство и безразличие повлияли на печальную судьбу украинского кинематографа: легендарные советские киностудии – Одесская и Киевская (имени Александра Довженко) приведены в полный упадок, а министр культуры Александр Ткаченко продолжает без устали трудиться на уничтожение того, что осталось, продавая территории киностудий и павильонов, разрывая контракты с иностранными кинокомпаниями, и отправляя финансирование на все, что угодно, кроме создания новых шедевров. О судьбе украинского кино мы писали здесь.
27 апреля 2023, 04:48Культура
Седьмой день Московского Международного кинофестиваля (ММКФ): 100 лет отечественного джаза, короткий метрМосковский международный кинофестиваль подошел к концу: 26 апреля на пяти фестивальных площадках показали последние картины конкурсных и внеконкурсных программ. 27, в пятницу состоится торжественная церемония закрытия и будут объявлены победители