Президент фестиваля, советский и российский режиссер Никита Михалков рассказал о закате Голливуда, актриса Ирина Купченко — о силе зрительских симпатий, а первый день фестиваля завершился мрачной социальной драмой.
Что рассказал журналистам Михалков
Открытие фестиваля предвосхищала пресс-конференция его главы, Никиты Сергеевича Михалкова. Режиссер не был многословен, однако говорил образно.
Россия не в изоляции. Несмотря на все пропагандистские трюки и ухищрения всяких недоброжелателей, международный кинофестиваль очевидно демонстрирует это: 35 стран-участниц, государства, принимающие участие впервые – Швеция (казалось бы, недружественная), Дания, Монголия.
"В 61 фильме поучаствовали страны Европейского Союза, что, в общем-то, для нас не столько приятно, сколько показательно», — заметил Михалков.
Церемония открытия 45-го Московского международного кинофестиваля
Тренды основных мировых кинофестивалей — в том числе Каннского, кинопремии Оскар, и других — не то, что Михалков «хотел бы видеть». Впрочем, он сразу же оговаривается: озвучивает исключительно свое личное мнение. Квоты и ограничения, сужающие тематическую и образную сферу лидирующего мирового кино, по его мнению, сопоставимы с советской строгой цензурой.
Отвечая на очевидный вопрос, повлияли ли на российское кино санкции, Михалков говорит о возможностях, которые открывает искусство любой глобальный кризис. Не только потери, но и приобретения, убежден он. Западный кинематограф, на который, как на «ножки Буша» десятилетиями «молились» российские творцы, сейчас сильно отличается от своей золотой поры:
«Ушел голливудский кинематограф. А с другой стороны... Я слушаю американскую музыку: Синатру, Beatles, Rolling Stones — нет уже этой страны. Мы смотрим европейское кино, и я вспоминаю неореализм, Nouvelle Vague (французская новая волна кинематографа 50–60-х годов. — Ред.). Я говорю не о том, что хорошее, а что плохое, но происходит потеря поиска смыслов. Что я выношу из фильма?
Совсем недавно я смотрел картину "Треугольник печали" (режиссер — Рубен Эстлунд, США. — Ред.), и она произвела на меня такое же впечатление, как картина "Квадрат", когда я вижу трезвый взгляд на то, что с нами происходит. И это вдохновляет, это дает надежду. Но когда ты смотришь картину про любовные отношения женщины и машины... Ну, я все могу понять, но меня это меньше волнует, чем то, где есть поиск смыслов».
А в российском кино множество приобретений. Не давая оценки художественной ценности картин, Михалков назвал несколько фильмов, меняющих российскую киновселенную: социальную комедию «Холоп» режиссера Клима Шипенко с Милошем Биковичем в главной роли, снятый на космической станции фильм «Вызов» того же режиссера, детский фильм «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко — тот, «на который точно хотят идти люди».
«Я очень благодарен санкциям, потому что санкции и сегодняшний мир, в котором мы живем, нам очень четко показывает, кто есть кто, и что есть что».
Церемония открытия 45-го Московского международного кинофестиваля
Говоря о большом количестве иностранных гостей фестиваля, в том числе и из «недружественных» стран, режиссер рассказал изданию Украина.ру, что характеризует их как людей, «с которыми есть о чем поговорить»:
«Фестиваль должен развиваться, мы должны быть благодарны очень тем, кто приезжает к нам в этой ситуации, а они должны быть благодарны нам за то, что мы держимся своей стороны и убеждены в том, что мы делаем. Это, конечно, мужество. С одной стороны, а с другой — это, конечно, та любовь к кинематографу, которая выше тех претензий, которые тебе могут выдвинуть».
Красная дорожка, надежды, война
И действительно: на Красной дорожке и фойе кинотеатра, в котором проходит открытие множество иностранцев, звучит английский, испанский, хинди, японский, и другие языки. Глава жюри конкурса Рахуль Равель, известный индийский режиссер, признается нашему изданию: он влюблен в Москву, а открывая вместе с Михалковым, 45-й фестиваль, очень волнуется.
Здесь, на торжественной церемонии, сталкиваются несколько трудно сопоставимых реальностей. Глянцевый мир, знакомый обычному телезрителю только по кино, порой приобретает довольно гротескные очертания: эпатажные платья с перьями и невероятно длинными шлейфами, о которые спотыкаются гостьи фестиваля, диалоги, словно сошедшие с экрана мелодраматичского сериала:
— Ах, я надеялась, что, придя сюда, попаду хотя бы в один серьезный проект...
— Ты же видишь, в жизни все случается по-другому...
— Ты же видишь, в жизни все случается по-другому...
В интервью нашему изданию соло-гитарист рок-группы «Зверобой» Алексей Иовчев однажды назвал «Диснейлендом», происходящее в московском шоу-бизнесе на фоне войны и беды. Некоторые кулуарные сцены напоминают именно об этом. Или же другая ассоциация: сцена из романа «Огонь» французского писателя и военного корреспондента Анри Барбюса, писавшего о Первой мировой: та, в которой солдаты-пехотинцы вдруг оказываются в мирном тыловом городе, где жизнь идет своим чередом, временами — празднично и нарядно, и возвращение на фронт становится для них еще большим испытанием.
Торжественная церемония и социальная драма
Церемония открытия 45-го Московского международного кинофестиваля
А вот церемония открытия фестиваля выглядит совсем по-другому, словно столкнулись две совсем разных киновселенных, вселенных творческих и московских.
Пианист Тихон Шевков открывает церемонию Рахманиновым. Торжественно открытый фестиваль, с легкой руки Михалкова и Рахуля Равеля, передавшего участникам сердечный привет от своего индийского правительства, начинается представлением конкурсной и внеконкурсной программ. Аргентина, Китай, Испания, Швейцария, Перу, Япония, Вьетнам, Монголия, Дания, Бангладеш... Из показанных трейлеров фестивальных фильмов становится ясно: программа более чем разнообразна и колоритна.
Выступает советская и российская актриса Ирина Купченко, хорошо знакомая зрителям по «Обыкновенному чуду» Марка Захарова, «Звезде пленительного счастья» Владимира Мотыля, «Приключениям Шерлока Холмса» Игоря Масленникова, «Училке» Алексея Петрухина. Она говорит об искусстве: о том, что ни кино, ни театра не было бы без зрителя, без его веры и любви, без общего единого порыва создавать то, что называется искусством.
Церемония открытия 45-го Московского международного кинофестиваля
Первый фильм, показанный на открытии, — «Снегирь» Бориса Хлебникова. В интервью Украина.ру глава отборочной комиссии фестиваля Иван Кудрявцев рассказал, что это один из фильмов, открывающих плеяду социальных картин фестивальной программы о проблемах молодых людей и подростков, выделенных в отдельную программу «Трудный возраст»:
«Мы смотрим глазами подростка на эту команду рыбацкого корабля, практически пиратскую команду. И с точки зрения подростка, для нас дико то, как они общаются, ведут себя, выглядят. То, что для этих мужиков, членов экипажа корабля норма, для детей, которые оказываются на борту, — это какая-то странная дикость. Они, как птенцы, сначала друг к другу жмутся, потом стараются адаптироваться. Этим взглядом сейчас кино манит, прельщает, и самое удивительное то, с какой синхронностью этот тренд проявился в таких разных странах и регионах».
Картина острая, «царапающая» и впечатляющая порой грубостью, порой — чуткостью, порой — абсолютно детской и невыносимой уязвимостью каждого из персонажей.
15 апреля 2023, 05:07Культура
Композитор Максим Симченко о том, как Донецку подходит девиз пиратов Карибского моря и работе в киноКомпозитор из Белоруссии Максим Симченко с начала военных действий живет в Донецке, где открыл свою музыкальную студию и создает композиции для кино и видеоигр. О работе над сериалом, посвященным спецоперации, южнокорейских заказчиках и киномузыке он рассказал в интервью изданию Украина.ру