Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
В преддверии православной Пасхи религиозный конфликт на Украине разгорелся с новой силой. На днях власти Волынской области запретили деятельность канонической Украинской православной церкви (УПЦ), а монахи Киево-Печерской лавры массово получают повестки.
Украинские власти с 2014 года отобрали у УПЦ более 600 храмов, более 100 было сожжено и уничтожено, заявил бывший премьер-министр Украины Николай Азаров на YouTube-канале Белта.
— Михаил Игоревич, что за кризис происходит на Украине? Как свобода веры оказалась, по словам представителя МИД РФ Марии Захаровой «в заложниках у бандитов киевского режима»?
— Самая настоящая катастрофа охватила Украину. На самом деле это искусственно создаваемый раскол церкви. Я бы сказал — разрушение древнейшей украинской православной церкви, до которого даже в лихие годы ленинских и хрущевских гонений не доходили.
Кстати, такие события давно предсказывали во многих православных мудрых книгах и пророчествах известных старцев, таких как прозорливец Зосима (Иван Сокур), который жил и умер в Донецкой области. Еще 20 лет назад обо всем происходящем он говорил практически дословно. Я еще тогда подумал: уважаемый прозорливый старец, но как-то не верится — слишком сгущает, наверное.
— А на тот момент были уже предпосылки, что раскол Украинской православной церкви может произойти?
— Святым людям Бог открывает такие вещи. Что касается меня, то я много раз бывал на Украине (последний раз 10 лет назад, правда) и не видел предпосылок. Всегда считал живущих на Украине братскими народами.
Конечно, те гонения, которые сейчас происходят на каноническую УПЦ — это трагедия. Церковь — это духовная жизнь человека. Мне даже страшно подумать, что сейчас переживают люди на Украине, которые в этой церкви воспитывали свою душу, крестились, отпевали своих близких, венчались. Теперь им говорят: покиньте помещение, у нас поменялась стратегия — тут будет другая церковь. Причём понятно, что она не каноническая с точки зрения церковного права.
А монахи-то… Они не имеют права обладать имуществом, дают обет нестяжания, у них нет квартир, куда они могли бы уйти. Монастырь — их настоящий дом, где они постригались и прожили многие годы. Им тоже говорят: всем спасибо, все свободны, вы какие-то неправильные монахи. Осознать масштаб этой трагедии невоцерковленному человеку, возможно, будет сложно. Это не поддаётся описанию.
Трагедия еще в том, что на поле боя брат на брата вынужден идти, а теперь еще и на религиозном фронте православный человек воюет против православного…
— Во время военных действий людям как никогда нужна духовная поддержка. А тут получается наоборот…
— Да, Иосиф Сталин, кстати говоря, понимал вопросы духовные, возможно благодаря тому, что учился в семинарии. Во время Великой Отечественной войны он активнейшим образом открывал храмы — дабы была духовная поддержка воинам и их близким в тылу. А этот новый лидер Украины делает ровным счётом наоборот. Крайне отвратительное действие, которое, безусловно, будет иметь жуткие последствия.
По сути они лишают часть истинно верующих, которые вынуждены находится в том числе на фронте, опоры на веру. Это их выбор, но, конечно, и безумие.
— Рейдерский захват храма канонической УПЦ в селе Липовец под Киевом организовали жители района и села. При этом одному из нападавших мужчин, когда он вырвал крест из рук священника, стало плохо и он умер. Об этом сообщили 8 апреля в Союзе православных журналистов. Почему православный народ Украины так резко поменял настроение и выступает против священников?
— Во-первых, большей частью это никакие не православные украинцы, не прихожане и не воцерковленные люди. Я имею ввиду тех, кто идёт с оружием против священнослужителей. Максимум эти люди свечки когда-то ставили в храме.
Во-вторых, иуда-предатель всегда найдется, так, например, было во время власти большевиков и изначально, когда Христа предал его апостол. Тут дело в некоторой части людей, готовых изменить Богу, церкви и вере.
— Чем отличается УПЦ от ПЦУ?
— Каноническая церковь — это не государственный, а духовный институт, который строится на преемственности. Есть право, по которому существуют все православные церкви; оно не нарушалось со времён Соборов. Это немного иная область юриспруденции, которая к государству не имеет никакого отношения, но это право.
Например, по всем этим законам преемственности каноническая УПЦ вообще автономная, самостоятельная церковь, которую признают все остальные православные церкви мира.
Так называемая православная церковь Украины (ПЦУ) — это лжецерковь, которую сделали «на коленке». ПЦУ нарушает принципы Соборов, а после таких раскольнических мероприятий на Украине автоматически ставит себя в разряд безблагодатных сект. Ее особо никто не признаёт из-за сомнительной истории с Томосом — все должно быть законно оформлено..
— Почему Владимир Зеленский так злоактивен на религиозном фронте? Ведь он своих детей крестил в Московском патриархате…
— Я так думаю, что в политике Зеленский, так же, как и в ПЦУ, явно не самостоятельная единица. Он выполняет чью-то волю — точно не православных людей, которые стремятся к духовному совершенству.
— Разве можно в вопросах веры подчиняться кому-то?
— Нельзя, конечно, но, увы, всегда был соблазн использовать церковь в политических играх, в своих целях. Давайте вспомним, например, обновленчество после революции 1918 года. Что касается сегодняшних событий, здесь, я бы даже сказал, все граничит уже с сатанизмом. И от этого еще больнее.
Истинная Церковь не может принять идею, что Украина выше всего. Здесь первоочередно звучат слова, что нет народов, все едины в этой вере: нет ни эллина, ни иудея. Напомню, в послании апостола Павла сказано : «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».
Националистическая идея ПЦУ явно идет вразрез с духовными нормами, и, честно говоря, я думаю, что на Зеленского сильно давят [с Запада]. Им нужна определенная сакральность действий, поэтому они будут, конечно, церковь под себя гнуть.
На Западной Украине это же было и раньше, до 2014 года. Там ещё и войны-то близко не было, а гонения на русскую православную церковь в определённой степени шли.