В советские времена говорили, что есть фильмы хорошие, плохие и фильмы киностудии Довженко. Это суждение несправедливо – на студии Довженко снята одна из лучших картин советского кино "В бой идут одни старики". Да и началась её история с шедевра мирового уровня.
13 апреля 1928 года в Киеве состоялась премьера первого фильма т.н. "украинской трилогии" Александра Петровича Довженко "Звенигора", так же известного как "Колдовское место". Следующими в трилогии стали фильмы "Арсенал" (1929) и "Земля" (1930).
Сценарий этого фильма ещё в первой половине двадцатых годов написал Юрий Тютюнник, бывший атаман Петлюры, организатор и командующий основной группировкой провалившегося в ноябре 1921 года "второго зимнего похода". Летом 23-го года он попытался проникнуть на территорию УССР, но был схвачен сотрудниками ОГПУ и согласился с ними сотрудничать. После этого бывший петлюровский атаман попытался переквалифицироваться в писателя (гадаем – когда запретят его книгу мемуаров с красноречивым названием "С поляками против Украины"?) и сценариста. Надо сказать – не без некоторых успехов. С Довженко он быстро нашёл общий язык, так как последний тоже во время Гражданской войны полтора года служил в рядах армии УНР.
Тютюнник писал под псевдонимом Юртик в соавторстве с украинским писателем и поэтом латышского происхождения Майком Йогансеном. Их главной идеей было рассказать легенду о сокровищах, спрятанных гайдамаками в недрах Звенигоры. Сценарий в 1926 году приняла к производству Первая кинофабрика Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ), переименованная в 1930 году в Одесскую фабрику "Украинфильм". Сейчас она хорошо всем известна, как Одесская киностудия.
В начале производства Тютюннику отводилось исполнение одной из главных ролей, однако через какое-то время все работы над фильмом прекратили, Тютюнника с главной роли сняли и убрали из титров.
За переработку сценария взялся Александр Довженко. Результатом его работы стало изменение текста практически на 90 процентов. Дошло до того, что Йогансен, поначалу охотно работавший с Довженко, в результате настоял на исключении своего имени из титров. Правда, возможно это легенда, так как во время тотальных чисток имена расстрелянных Тютюнника (1930) и Йогансена (1937) попали под запрет, и поэтому редакторам приходилось фальсифицировать историю автобиографии и фильмографии Довженко.
Александр Петрович исключил из сценария большую часть мистики и сосредоточился на конфликте между двумя братьями. Фильм "Звенигора" остался в истории кино единственным фильмом Довженко, снятым не по собственному сценарию.
В двенадцати эпизодах на двух километрах кинопленки режиссёр показал две тысячи лет истории украинской земли: скифы и варяги, войны украинских казаков с польской шляхтой, гайдамацкая вольница, Первая Мировая война, борьба большевиков с гайдамаками и петлюровцами, бело-украинская эмиграция. Все они объединены одной фигурой – деда, олицетворяющего патриархального крестьянина с верой в прошлые ценности и безразличного к революционным переменам. Внуки деда – Тимош и Павел противопоставлены друг другу. Младший, Павел, контрреволюционер, националист, в конфликте с властью и законом, эмигрирует в Прагу и получает диверсионную задачу. Старший, Тимош, присоединяется к большевикам, поняв глубинную суть легенды о гайдамацком сокровище: настоящее сокровище – всё богатство родной земли. Дед не захотел справляться с задачей, которую ему поручил младший внук — взорвать большевистское движение, которое олицетворяет поезд. Он предупреждает машиниста о заложенной им же, дедом, взрывчатке. Деда подбирают молодые пассажиры поезда, и он соглашается ехать с ними в неопределённое светлое будущее.
Съемки начались в 1927 году и продлились 100 дней, премьера планировалась к десятилетию Советской власти. По выражению самого Довженко, он снял его "на одном дыхании". Съёмки велись в селе Ярески на реке Псел, Шишацкого района Полтавской области. Позже режиссёр снимет здесь еще несколько картин, включая и входящий в список шедевров мирового кинематографа ЮНЕСКО фильм "Земля" (1930).
фильм "Звенигора"
Премьера "Звенигоры" состоялась 13 апреля 1928 года в Киеве, а в Москве его показали 8 мая. После премьеры Довженко, как говорится, проснулся знаменитым. Сергей Эйзенштейн, будучи под впечатлением "Звенигоры" сказал: "Сегодня на мгновение можно было погасить фонарь Диогена: перед нами стоял человек… Мастер своей личности. Мастер своего жанра. Мастер своей индивидуальности… человек, создавший новое в кино".
Фильм имел огромный успех и в СССР, и за рубежом. Его демонстрировали в Париже, Голландии, Бельгии, Аргентине, Мексике, Канаде, Англии, США и Греции, и везде показ этого немого кино непременно заканчивался овацией. Однако, несмотря на это, на Родине его через какое-то время запретили к показу. Есть предположение, что виной всему изначальное авторство Тютюнника и Йогансена, которые были репрессированы. Только в 1973 году на киностудии "Мосфильм" "Звенигору" восстановили при содействии вдовы Довженко режиссёра и актрисы Юлии Солнцевой, и начались новые показы в кинотеатрах.
После фильма "Звенигора" следующей работой Довженко стал "Арсенал" (1929), снятый по мотивам описания участника тех событий Мыколы Патлаха "Январское восстание 1918 года в Киеве". Однако, режиссёр и сам являлся непосредственным участником штурма завода "Арсенал" в 1918 году, правда, воевал он рядовым на стороне УНР. Поэтому Довженко переработал первоисточник в самостоятельный сценарий и одессит Патлах в титрах не значится, за что неоднократно высказывал Довженко свои претензии.
За несколько лет до Довженко здесь же, на Одесской киностудии, Лесь Курбас снял фильм "Арсенальцы" (1925). Так получилось, что и у Курбаса и у Довженко сыграл один и тот же актер, Семён Свашенко, исполнивший главную роль красноармейца Тимоша.
В фильме рассказывается, как после Февральской революции в Киеве украинская буржуазия организует Центральную Раду. Вернувшийся с фронта рабочий Тимош выступает на Всеукраинском съезде, разоблачая изменническую политику Рады. Центром боевой организации рабочих становится завод "Арсенал". Поднимается восстание. Начинается оборона пролетариями "Арсенала" от банд гайдамаков. Но силы неравны и банды устраивают над восставшими дикую расправу. Окружен врагами и Тимош. Стреляют в него гайдамаки, но невредим Тимош. Еще залп. Стоит Тимош. Он – непобедим.
В Киеве премьера состоялась 25 февраля 1929 года, а в Москве – 26 марта. Фильм считается одной из самых выдающихся экспрессионистских работ украинского кино. Среди всех картин Довженко он наиболее богат кинематографическими находками: прямое авторское вмешательство в события, провокация зрителя, психологические паузы.
фильм "Арсенал"
В оценке трактовки автором показанных событий мнения разделились: одни считали её уступкой властям, другие не прекращали винить Довженко в национализме, третьи считали картину косвенным упрёком националистам в том, что они потеряли Украину.
Сам же режиссёр говорил по-разному. В 1929 году, во время Недели украинской культуры в столице СССР Довженко заявил, что: "пребывание в Москве он воспринимает, как возможность проверить свой творческий труд на соответствие действующим методам", а в 1935 году он уже говорил, что, снимая фильм: "ставил цель громить украинский шовинизм и прославлять рабочий класс".
В США "Арсенал" имел огромный успех. В сокращенном на 150 метров варианте его ограниченным тиражом также показывали в Праге и Берлине. Эту картину трилогии на киностудии "Мосфильм" восстановили в 1972 году.
С июля по ноябрь 1929 года Довженко снимал третий фильм – "Земля" (1930). На этот раз – на Киевской кинофабрике. Руководство "Украинфильма" признало его соответствующим по своей идеологической ориентации линии партии и мерам, принятым для земельной реорганизации в сельском хозяйстве. Но критики Павел Бляхин, Хрисанф Херсонский и особенно Демьян Бедный обвинили украинского режиссёра в пренебрежении освещением классовой борьбы, пантеизме и биологизме, в защите кулаков и воспевании печали по прошлому. Николай Бажан, и те из немногих деятелей культуры, кто встал на защиту режиссёра, понимали его особое отношение к коллективизации: переход патриархального крестьянства к коллективистскому обществу проходил через конфликт человека и природы, который уже в наше время привёл к массе экологических угроз.
фильм "Земля"
После необходимых купюр и 32 официальных и частных показов 8 апреля 1930 года состоялась премьера картины "Земля" в Киеве. Но уже 17 апреля фильм запретили с официальной формулировкой: "натурализм и покушение на обычаи".
В своей "Автобиографии" Довженко так писал о случившемся с ним после выпуска "Земли": "радость творческого успеха была жестоко подавлена чудовищным двухподвальным фельетоном Демьяна Бедного под названием "Философы" в газете "Известия". Я буквально поседел и состарился за несколько дней. Это была подлинная психическая травма. Сначала я хотел было умереть".
Тем большим удивлением для Довженко стал тот факт, что его фильм, запрещённый на родине, в Европе стал "бомбой". После премьеры в Берлине о Довженко в немецкой прессе появилось 48 статей, в Венеции итальянские кинематографисты назвали режиссёра "Гомером кино".
В СССР же фильм реабилитировали только в 1958 году, после международного фестиваля в Брюсселе, где он вошел в 12 лучших фильмов всемирной истории кино.
Фильмы "Звенигора", "Арсенал" и "Земля" – это отдельный этап в творчестве Довженко, тем более что главные герои этих фильмов объединены исполнением главных ролей одним и тем же актером – Семёном Свашенко.
Фильм "Земля" на киностудии "Мосфильм" под руководством вдовы Александра Довженко Юлии Солнцевой восстановили первым, в 1971 году.
В 2012 году Национальный центр Александра Довженко приступил к реставрации "Земли" на основе оригинальной версии 1930 года. Премьера этого варианта отреставрированной версии состоялась в июле 2012 года на 3-м Одесском международном кинофестивале. Фильм показали под открытым небом на Ланжероновском спуске в живом сопровождении украинской фольклорной группы "ДахаБраха", а в сентябре того же года показ состоялся на 5-м фестивале Гогольfest. 20 января 2017 года фильм "Земля" открыл фестиваль украинского кино в Брюсселе. В марте того же года состоялся его показ на 24-м кинофестивале South by Southwest (SXSW) в секции "Специальные события".
Со времён Довженковской трилогии украинский кинематограф, к сожалению, подобных высот мирового признания достичь не смог. Относительно широкую мировую известность получил только фильм Сергея Параджанова "Тени забытых предков" (1964), но затем громких успехов не получалось, а там наступил и 1991 год, после которого кроме как выживанием судьбу украинского кинематографа не назовёшь. Сейчас же, когда говорят пушки, музы молчат и ждут лучших времён.