Главные роли (в премьере 8 апреля) — Григория и Аксинью — играли Дмитрий Миллер и Александра Никифорова. В постановке также участвуют Марк Богатырёв, Татьяна Арнтгольц, Валерий Афанасьев, Михаил Горевой, актеры театра «Русская песня». Надежда Бабкина — народная артистка России, возглавляющая театр, — тоже играет одну из центральных ролей, казачку Христоню.
Режиссер Дмитрий Петрунь, известный по работе над телесериалами, фильмом «Торгсин» и сотрудничеством с театром Олега Табкова, с «Русской песней» встречается не впервые: в театре уже пять лет успешно идет его спектакль «Калина красная» — сценическое воплощение одновременно и повести, и фильма Василия Шукшина, в котором играет его дочь — актриса Мария Шукшина.
«Не для тебя придет весна,
Не для тебя Дон разольется,
И сердце девичье забьется
С восторгом чувств не для тебя...»
Не для тебя Дон разольется,
И сердце девичье забьется
С восторгом чувств не для тебя...»
«Гладь Дона, затянутая легкой утренней дымкой, деревянные речные мостки, песня удалая казачья, доносящаяся издалека... Внезапно разыгравшаяся буря разрушит и эту хуторскую идиллию с привычным укладом жизни казаков, и судьбы главных героев, и перевернет жизнь целой страны...», — такой преамбулой открывается программка к спектаклю.
И действительно, Дон — не просто место действия, не просто река, у берегов которой разворачивается драматическое действие, а полноправный персонаж спектакля. Большинство ключевых драматургических поворотов происходит у реки или когда герои находятся в лодках, на воде. Лодки, к слову, играют важную роль в минималистичных декорациях: на них герои влюбляются, ссорятся, гибнут, рожают детей, говорят о своих переживаниях.
Сюжет произведения строится вокруг трагичного повествования семьи Мелеховых, Григория и его возлюбленной Аксиньи, хотя ощущается история гораздо шире: здесь весь Донской край, весь российский юг, вся Россия, объятая сперва беспощадным и бессмысленным огнем Империалистической войны, а после — надломом и болью войны Гражданской, в которой брат идет на брата — совсем как Григорий и Петро в семье Мелеховых, а дети — против собственных родителей (в «Тихом Доне» эта беда отведена Дуняшке, младшей сестре Григория).
Традиционно для театра «Русская песня» постановка насыщена песнями и танцами. Нельзя, невозможно казакам не танцевать и не петь — не заведено так на юге. Казацкая песня «Не для тебя», пронзительно замыкающая действие, и многие другие, сопровождающие его, при этом не вырывают повествование из драматического контекста. Что может быть органичнее разудалой русской пляски на свадьбе или тоскливой девичьей песни о тяжелой доле в грубом патриархальном обществе?
Роман, написанный Шолоховым, дышит бедой. Дышит разломом, непониманием, смутой, отчаянием. Ни одна судьба здесь не сложится счастливо, ни один герой не останется прежним, пройдя череду войн и бед. Поместить такую необъятную эпопею в сценическое действие, длящееся всего несколько часов, было задачей, очевидно, тяжелой, но все самое важное и накаленное в итоге прозвучало.
Один из интересных и противоречивых персонажей, сыгранный Арсением Климовым, — есаул Листницкий, в образе которого тонко сплетаются все черты старой, царской, гибнущей от бессилия России, не готовой принять Россию другую — новую и бунтующую. Его конфликт с хорунжим Бунчуком, большевиком, достаточно точно иллюстрирует ту пропасть непонимания, в которую окончательно загнала народ и армию чудовищная мировая война.
Впрочем, создается впечатление, что режиссер намеренно или же естественным образом не сочувствует ни одной из сторон. В сюжете появляются также бандиты — шайка грабителей, в которую сбиваются казаки, бегущие кто из армии, кто от новой советской власти, кто от нищеты и отчаяния. Им отведено довольно много сценического времени, и, быть может, именно они символизируют обездоленный и уставший от горя народ, не готовый выйти из смутного времени и строить новую, созидательную жизнь.
Еще одна драма этой истории — женская. Все героини «Тихого дона» несчастны, хотя и по-толстовски несчастны по-разному. Душераздирающая драма Аксиньи, с которой собственнически, цинично, безжалостно обходятся абсолютно все, от Григория до ее мужа Степана или Листницкого, заставляет искренне сопереживать, равно как и история жены Григория — Натальи Коршуновой.
Сам же Григорий, хотя и является главным героем, романтиком, натурой деятельной и ищущей, в сущности, поступает чаще всего как мерзавец, в конце концов погубив всех, кого любил, и всех, кто любил его. Авторы постановки словно бы и не пытаются его оправдать: он остается со зрителем один на один, ярко освещенный софитами — такой, какой он есть.
«Тихий Дон» — спектакль очень поэтичный и музыкальный в широком смысле этого слова. Он звучит совершенно разными мотивами, объединяя историзм романа, специфический донской язык Шолохова, современные аллюзии постановщиков. Несмотря на гибель почти всех центральных персонажей, Дмитрий Петрунь, отходя от первоисточника, оставляет в живых обоих детей Григория — сценой с детьми на поле завершается действие, оставляя зрителю небольшой, но все же лучик надежды после пережитых трагедий.
Думается, что Шолохов, глубоко переживавший раздвоение Дона, гражданское противостояние русского народа столетней давности, неслучайно был выбран постановщиками спектакля. Хотя это и не прямой, но все же вполне внятный намек на те события, которые сейчас происходят почти в тех же местах — на Украине, где, по сути, идет новая гражданская война, развязанная США и украинской властью.