Вечером 11 апреля 1979 года на 46-м километpе тpассы Киев–Минск, около села Дымер, произошла катастрофа. Белая "Волга" ГАЗ-24 обогнала медленно едущий трактор и столкнулась с грузовиком ГАЗ-53 "Киевгорстроя". Удар пришёлся на переднюю левую дверь, водитель погиб почти мгновенно. Это был артист Леонид Быков.
Купить машину в советские времена было не так уж легко. Достаточную сумму могли скопить многие люди – не только партийно-хозяйственные руководители, но и учёные, представители отдельных рабочих специальностей (металлурги, шахтёры). "Волга" в середине 70-х стоила 9,2-9,6 тыс. рублей. При зарплате в районе 500 рублей накопить на машину можно было года за три-четыре, машин на всех не хватало, приходилось стоять в очереди или покупать с рук (не обязательно б/у – это могла быть и новая машина с чёрного хода). Труднее было подобрать конкретную машину нужного качества и цвета.
Понятно, что у актёра с всесоюзной известностью не было проблем ни с деньгами, ни с получением машины, ни с её обслуживанием – ремонтировали машину в совминовском гараже на улице Некрасовской (это улица известна ещё тем, что туда бегал поесть в бытность студентом КПИ С.П. Королёв – там жила его бабушка).
Относительно того, как он управлялся с машиной, есть разные точки зрения. Один из соседей Быкова по дому сказал нашему корреспонденту Виктору Мельникову, что актёр "в машинах не разбирался и не хотел разбираться — некогда ему было. Сел, едет и хорошо. Не едет, вышел и пошёл себе". Потому часто попадал в неприятные ситуации, машина у него была битая. А вот народный артист Украины Иван Гаврилюк считал, что его друг "был фанат машин, ездил в Петербург из Киева или в Москву сам за рулём. (…) Он говорил, что когда он за рулём, то много думает, пишет сценарии, в конце концов отдыхает".
Одно другому как бы не противоречит, по Гаврилюку актёр ездил не слишком внимательно и аккуратно. С другой стороны, проехать за раз от Киева до Москвы даже на более комфортной машине, чем "баржа", деяние, скажем прямо, утомительное.
По мнению ГАИ, актёр действительно ездил рисково – у него было два штрафа за нарушение правил при обгоне. Это за то, что милиционеры видели...
В тот вечер Быков ездил в село Страхолесье Чернобыльского района. У него там был дачный домик (впрочем, он может и сейчас есть – село на самой границе зоны отчуждения не лучшее место для дач "новых украинцев"). Был весенний паводок – село находится на берегу Киевского моря, рядом с местом впадения в Днепр Тетерева. Актёр опасался, что домик подтопит, но как-то обошлось. Лучше б подтопило если честно.
Авария была совершенно неожиданной. Водитель грузовика начал тормозить уже после столкновения и протащил "волгу" два десятка метров. Парню было 23 года, он испугался выскочил из машины и пытался убежать, но быстро вернулся.
Двое свидетелей – ехавшие за ГАЗом в УАЗе водитель Иван Кpасий директор Дымеpскoгo лесхоза Владимир Кислый и главный лесничий Василий Шестoпал, разрезали ремень и достали Быкова из машины, но помочь ему ничем уже не могли.
О том, кто погибший свидетели инцидента узнали, только когда подъехала милицейская машина. Для водителя грузовика это был ещё один шок…
Эксперты пришли к выводу, что обе машины были исправными, что Леонид Быков был абсолютно трезв и дo момента столкновения не снимал ногу с педали тормоза; следствие решило, что водитель грузовой машины не имел возможности вовремя затормозить. Пo мнению следователей, ДТП случилось из-за "грубой небрежности" при обгоне. По мнению же свидетелей скорее сыграл роль мокрый асфальт и "лысая" резина "волги".
Водитель грузовика был полностью оправдан, но себя простить не смог – попытался покончить жизнь самоубийством, а в 1986 году вызвался работать в опасной зоне и умер от лучевой болезни.
Узнав о смерти Быкова умер и Алексей Смирнов. Он узнал на следующий день и сразу же попал в больницу с сердечным приступом. Умер в день выписки из больницы – как говорят из-за выпитой тайком бутылки коньяка.
Удивительно, но Леонид Быков заранее написал прощальное письмо Николаю Мащенко и Ивану Миколайчуку – сделано это было за три года до гибели, после инфаркта. Редактор Эмилия Коснийчук, которой он дал письмо, куда-то его положила и случайно нашла буквально за несколько дней до ДТП. Содержание письма известно: "Никогда никому не поверьте, что я "наложил на себя руки". Просто, если это случится, знайте, что я износился. Никаких надгробных речей. "Дерболызните" кто сколько сможет, но умоляю — не дома. Пусть ребята споют "Журавли", "Сережку с Малой Бронной", "Бери шинель", "Этот День победы". А потом пусть 2-я эскадрилья "врежет" "Смуглянку" от начала и до конца. Очень жалею, что ничего не успел сделать путного".
"Завещание" породило легенду о самоубийстве – у актёра были проблемы и по работе (за девять лет работы на студии им. Довженко ему дали снять только два фильма), и в семейной жизни. Следователи пришли к выводу, что у него оставалась возможность избежать ДТП, но мокрый асфальт и "лысая" резина ставят эту версию под сомнение. Так же как и версию дочери артиста Марьяны о причастности к его смерти КГБ.