Как установили авторы доклада, страны группы БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР – впервые превзошли по экономическим показателям страны "Большой семерки" – США, Великобританию, Францию, Германию, Японию, Италию и Канаду, которые являются наиболее развитыми государствами проамериканского блока.
Организация БРИКС обеспечивает на сегодня 31,5% мирового ВВП, а "Большая семерка" – только 30,7%.
При этом, динамика экономических процессов указывает на то, что этот разрыв будет постоянно расти – и не в пользу западных стран. В первую очередь потому, что БРИКС уверенно опережает Запад по демографическим показателям.
В государствах группы проживают 3,2 миллиарда человек – против 800 миллионов жителей альянса G7.
"Больше нет развитого мира и развивающегося мира. Можно говорить о мире восходящем и о мире, стремящемся вниз", – прокомментировал эту новость журналист Жорж Мак.
Он прозрачно намекает на то, что совокупная мощь США и его союзников постепенно снижается на фоне усиления их конкурентов, к которым вскоре присоединятся другие страны.
"Основополагающий миф о развивающихся экономиках развеялся… БРИКС переживает свой геополитический момент, страны блока пытаются позиционировать себя как представители глобального Юга, предлагая модель, альтернативную Большой Семерке", – вторит этому Гюнтер Майхольд, заместитель директора Немецкого института международных отношений и безопасности (SWP).
Все это повышает интерес к участию в БРИКСе. Эксперты Acorn Macro Consulting подчеркивают, что многие ведущие экономики мира активно обсуждают предстоящее вступление в ряды группы. В частности, об этих намерениях объявили Саудовская Аравия, Мексика, Нигерия, Иран и Венесуэла.
Интерес к объединению высказывала и Турция. Как ожидается, вопрос о сотрудничестве с БРИКС будет обсуждаться ее властями после майских выборов, в случае переизбрания Реджепа Тайипа Эрдогана на посту президента Турецкой республики.
А буквально на днях о БРИКСе заговорили в Тунисе. Причем, это произошло на фоне провальных переговоров с Международным валютным фондом, который по-прежнему относится к африканским странам как к бесправным колониям, стараясь навязать невыгодные условия по кредитам.
"У меня есть информация, что тунисские власти со всей серьезностью рассматривает вопрос присоединения страны к группе БРИКС", – заявил представитель правящей партии Туниса Махмуд бен Мабрук.
Основным локомотивом расширения международного экономического союза является сегодня Китай. В мае прошлого года бывший министр иностранных дел КНР Ван И предложил расширить группу за счет Пакистана, Аргентины, Казахстана, Египта, Индонезии, Сенегала, Объединенных Арабских Эмиратов и Таиланда.
Такое предложение выглядит заманчивым для многих государство мира. Потенциальные члены экономического альянса получат доступ к ресурсам Нового банка развития, который был создан БРИКС в качестве финансовой альтернативы Всемирному банку и МВФ.
Это позволит им брать кредиты с целью своего экономического развития, не попадая в долговую кабалу Запада.
Не говоря уже о том, что участие в группе является эффективным противоядием против западных санкций. Потому что ее коллективная экономическая система является на сегодня вполне самодостаточной, опираясь на мощную производственную базу и емкий внутренний рынок.
На ближайшем саммите БРИКСа, который пройдет в ЮАР в конце лета, будет обсуждаться создание единой валюты для внутренних расчетов между членами группы.
А премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим дополнительно обратился к председателю КНР Си Цзиньпину с предложением создать специальный валютный фонд, что позволит усилить процессы дедолларизации мировой экономики.
Взаимодействие между Пекином и Эр-Риядом, которое заметно активизировалось в течение последнего времени, направлено именно на то, чтобы ограничить глобальную монополию американского доллара – в пользу взаиморасчетов в национальных валютах на мировом рынке энергоносителей.
"Саудовская Аравия перестраховывается, демонстрируя все большую независимость от США и углубляя экономические и дипломатические связи с Китаем, Россией и соседями по Персидскому заливу. Ослабление напряженности между Ираном и Саудовской Аравией, произошедшее в прошлом месяце благодаря посредничеству Китая, стало очередным примером таких изменений.
Оно также демонстрирует нарастающее беспокойство стран Персидского залива, которые убеждаются, что не могут больше полагаться на США в надежде на то, что Америка раскроет над ними свой защитный зонтик и обеспечит региональную стабильность", – пишет американский журнал Foreign Policy.
Во время недавнего визита в Саудовскую Аравию Си Цзиньпин обратился к арабским странам с призывом торговать нефтью и газом не в нефтедолларах, а в юанях, используя для этого площадку Шанхайской фондовой биржи.
Министр финансов Саудовской Аравии Мухаммед аль-Джаадан по сути поддержал это предложение, заявляя, что его страна открыта для торговли с использованием других валют.
Реализация подобных планов дополнительно подрывает американские позиции.
"Если такие страны как Саудовская Аравия, решат продавать нефть в других валютах, это будет означать крах американской экономической системы и большую катастрофу", – констатирует бывший помощник министра финансов США Моника Кроули.
"Глобальное господство США основывается, главным образом, на их военной мощи и построенной ими нефтедолларовой системе. Начавшийся процесс формирования полицентричности ослабляет эту систему.
На фоне увеличения количества стран, начинающих вести торговлю в национальных валютах, нефтедолларовая система трещит по швам", – пишет Мехмет Али Гюллер в ведущей турецкой газете Cumhuriyet.
Увеличение экономической мощи группы БРИКС, обогнавшей по показателям ВВП "Большую семерку", способно изменить давно сложившиеся правила игры на мировых рынках.
А это служит предвестником будущих политических изменений, которые затронут и Украину.