"Здравствуй, город, город-труженик, выше неба слава твоя", – этими словами начинается гимн Днепропетровска. В советские времена далеко не все знали, что смысл этих слов – буквальный. Ведь что производит предприятие, известное в городе как "автозавод"? Трактора ЮМЗ-6…
10 апреля 1954 года в Днепропетровске постановлением Совета Министров СССР было образовано Особое конструкторское бюро (ОКБ-586), которое возглавил главный конструктор секретного НИИ-88 (он же – ОКБ-1) Михаил Кузьмич Янгель, один из сподвижников Сергея Королёва.
Собственно, история эта началась ещё раньше – 21 июля 1944 года Государственный комитет обороны принимает решение о строительстве в Днепропетровске автомобильного завода, генеральным конструктором которого стал признанный специалист Виталий Грачёв.
Сначала на заводе думали собирать ГАЗ-51, потом концепция поменялась – решили пустить в серию ЗиС-150. Грачёв его переработал и в 1948 году началось производство грузовика ДАЗ-150 "Украинец". Кроме того, на заводе изготавливали автокраны, самосвалы, КБ разработало плавающий автомобиль БАВ ДАЗ-485…
И вдруг 9 мая 1951 года ДАЗ передают Министерству вооружений и включают в состав нового ПО "Южный машиностроительный завод". Вместе с ним в объединение входят механический и химический заводы в Павлограде, несколько более мелких предприятий. Назначение – производство ракет.
Первоначально в Днепропетровске было развёрнуто производство продукции НИИ-88.
Сначала это была оперативно-тактическая Р-1, принятая на вооружение в ноябре 1950 года как 8А11 – копия Vergeltungswaffe-2 (Фау-2) конструкции Вернера фон Брауна, который в это время уже работал на американскую космическую программу. За ней последовали Р-2 (8Ж38) вдвое большей дальности (550 против 270 км.), потом – Р-5 (8А62) – ракета средней дальности (1200 км.) и с ядерной боеголовкой (вторая серийная после американской Honest John).
КБ на заводе изначально было серийное, но уже на раннем этапе молодые инженеры во главе с Василием Будником разработали новый блок наведения для Р-1. Его поставили ракету. Точность повысилась. Начальство восхитилось и прислало Янгеля.
В 1959 году на вооружение принята Р-12 (8К63), дальностью свыше 2000 км., являющаяся уже собственной разработкой днепропетровцев. Эта ракета была уже крупносерийная – если предыдущие выпускались по нескольку десятков штук, то Р12 и 12У выпустили 2,3 тыс. на четырёх заводах.
В 1959 году КБ поручили создать первую советскую двухступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления. Система была сложная и первое же испытание 24 октября 1960 года закончилось катастрофой – была обнаружена утечка топлива, ракету начали разряжать… В результате ошибки техника самопроизвольно запустились двигатели второй ступени. На месте сгорело больше 70-ти человек, от первого главнокомандующего Ракетных войск стратегического назначения маршала Митрофана Неделина осталась только обгоревшая фуражка…
И тем не менее проект удалось довести до конца – в 1963 году ракета Р-16 (8К64) была принята на вооружение. 186 таких ракет (по состоянию на конец 1970 года – 14% всех советских МБР) стояли на боевом дежурстве в наземных и шахтных пусковых установках до второй половины 70-х годов.
В 1966 году ОКБ-586 стало КБ "Южное". С 1971 года главным конструктором КБ стал Владимир Уткин. В 1982-86 годах первым заместителем генерального конструктора КБЮ работал Леонид Кучма.
Уже с его именем связано принятие на вооружение РВСН СССР самой знаменитой советской МБР – Р-36М (15А14), получившей на западе многозначительное название "Сатана". Двухсоттонная ракета забрасывала на 16 тысяч километров десять боеголовок мощностью по мегатонне (хиросимская бомба – в 50 раз слабее). По сей день она считается самой мощной боевой ракетой. Свыше полутысячи Р-36 составляли основу ракетно-ядерного щита СССР и России, несколько десятков из них и сейчас состоят на вооружении РВСН России.
Были разработаны в Днепропетровске и производились в Павлограде ракеты для комплекса РТ-23 УТТХ "Мо́лодец" – знаменитого "поезда судного дня". Сейчас железнодорожный ракетный комплекс снят с вооружения. Часть одного из составов находится в музее в Петербурге.
Кроме того, КБЮ разрабатывал на основе боевых ракет гражданские ракеты-носители (сама известная - "Зенит", использовавшаяся в международном проекте Морской старт"), спутники (днепропетровских спутников было выведено на орбиту по меньшей мере 140 штук), "Блок Е" - систему для высадки человека на поверхность Луны и его возвращения на орбитальный модуль, и многое другое.
Если послушать инженеров КБЮ, то в 2000-х годах они бы уже летающие тарелки испытывали.
Завод ЮМЗ, помимо ракет и спутников, действительно производил трактора ЮМЗ-6 (копия легендарной "Беларуси") и кухонные комбайны "Мрія-2", а в постсоветский период - троллейбусы и трамваи. Но к этой продукции КБ "Южное" отношения всё же не имело - для этого существовал конструкторский отдел серийного производства.
Понятно, что после распада СССР КБЮ утратило значительную часть своего потенциала. Даже нищенские зарплаты задерживали месяцами, сотрудники разъезжались развивать ракетные программы России, Китая, КНДР, Ирана...
Впрочем, даже тех сотрудников, которые остались хватало для развития украинских программ. Одной из них является пресловутый "Гром-2", ракеты которого, без особой, к счастью, точности, залетают сейчас, судя по всему, в Крым.