В своё время Украинская православная церковь (УПЦ) добилась полной автономии во внутреннем управлении. При этом сложилась парадоксальная ситуация, когда УПЦ участвовала в управлении Русской православной церкви (РПЦ), при этом РПЦ не участвовала в управлении УПЦ, рассказал Ищенко.
УПЦ всегда подчёркивала, что не относится к Московскому Патриархату и эта позиция сохранялась на протяжении всех лет её существования. Руководство УПЦ всегда заявляла, что хочет подчиняться украинской власти. Но при этом не хотели, чтобы у них забирали храмы, добавил политолог.
"Они (руководство УПЦ – ред.) хотели служить любой власти, даже нацистской. И прекрасно ей служили, благословляя расстрелы Донбасса и украинские войска на войну с Россией. При этом делали это публично, ничего не стесняясь. УПЦ хотели служить этой власти, но чтобы она не вмешивалась в их личные дела. Но киевскому режиму была нужна не автономная единица, а собственный церковный департамент", подчеркнул Ищенко.
Украинские власти не собирались выдворять монахов из Киево-Печерской Лавры или сажать их в тюрьму, они хотели чтобы те просто перешли в Православную церковь Украины (ПЦУ), уточнил политолог.
На протяжении тридцати лет ПЦУ не предпринимала никаких шагов для того, чтобы Киево-Печерская лавра перешла в их собственность. Теперь киевские власти просто просят монахов "освободить помещение", чтобы передать его ПЦУ, которую американские кураторы считают более "украинской", заключил Ищенко.
3 апреля в Министерстве иностранных дел (МИД) России назвали захват Киево-Печерской лавры нелегитимным с правовой и безнравственным с духовной точки зрения деянием украинских властей.
"Захват Киево-Печерской Лавры - нелегитимное с правовой и безнравственное с духовной точки зрения деяние нынешних властей в Киеве. Он показательнее многих иных шагов режима и его риторики доказывает его преступный характер, готовность не считаться с чувствами и, самое главное, правами людей, в том числе граждан Украины", - говорится в комментарии МИД РФ.