Украинцы против мира: социология свидетельствует

Президент Белоруссии Александр Лукашенко призвал прекратить боевые действия на территории Украины без дополнительных условий. Офис президента в лице Михаила Подоляка ответил: "Любое прекращение огня будет означать право РФ оставаться на оккупированных территориях. Это совершенно недопустимо". Ну ладно, ОП на войне зарабатывает. А что же граждане?
Подписывайтесь на Ukraina.ru
По поводу граждан ещё в бытность президентом Петра Порошенко было заметно, что, отказываясь от прекращения боевых действий и выполнения Минских соглашений, украинская власть опирается на общественное мнение. Украинцы не хотят мира, они хотят победы.
Сейчас ситуация ничуть не отличается, о чём свидетельствуют опубликованные 31 марта результаты опроса Центра им. Разумкова. В рамках заказанного посольством Нидерландов исследования, с 22 февраля по 1 марта методом личного интервью было опрошено 2020 человек на подконтрольных Киеву территориях.
Социологи: украинцы против войны и против Минских соглашенийС самого момента подписания Минских соглашений главной их проблемой было отсутствие общественно консенсуса не только относительно очертаний мира, но даже и самой его необходимости. Нет этого консенсуса и сейчас, о чём свидетельствуют результаты исследования группы «Рейтинг»
Откровенно говоря, исследования Центра им. Разумкова и в лучшие-то времена точностью не отличались, имея склонность к систематической ошибке в прозападную сторону. Проводить же личные опросы в военное время вообще крайне рискованно не только для интервьюеров (а ну как за шпионов или провокаторов примут?), но и с точки зрения точности исследования: а ну как интервьюеры — сотрудники СБУ? Телефонный опрос даёт хоть какую-то видимость анонимности... Но у Центра им. Разумкова на такие глупости всегда есть ответ: «Дополнительные систематические отклонения выборки могут быть обусловлены последствиями российской агрессии, в частности вынужденной эвакуацией миллионов граждан».
Впрочем, сравнение данных с результатами опросов группы «Рейтинг» или КМИСа показывает, что ошибка у разумковцев в конечном итоге не так уж велика. Люди, доступные для интервьюеров и не отказывающиеся от интервью, примерно так и отвечают.
Итак, погрузимся в этот кошмарный ужас.
1. 93% опрошенных верят в победу Украины над Россией.
2. 50% верят в то, что победа будет одержана в текущем году, 26% — в течение года-двух. В августе прошлого года соответствующие цифры были 31 и 34%. Ситуация логичная: год с прошлого опроса пройдёт летом, а к этому времени весеннее наступление уже должно будет принести свои плоды.
3. Что такое победа?
— Изгнание российских войск со всей территории Украины и восстановление границ по состоянию на январь 2014 года (т. е. граница 1991 года) — 47% (в августе — 55%).
— Уничтожение российской армии и содействие восстанию/распаду внутри России — 31% (20%).
Невиданное единение: украинские социологи подводят промежуточные итоги СВОУкраинская социология военного времени, как мы неоднократно писали, вещь не слишком надёжная. Масса народа из страны выехала. Значительна часть оставшихся старается не отвечать вообще или не говорить правду
— Все остальные варианты, предполагающие сохранение российского контроля хотя бы над Крымом, — 14%.
4. После победы Украины и деоккупации её территории поддержат полный разрыв всех отношений с Российской Федерацией вплоть до полного запрета на въезд россиян в Украину 67% опрошенных (55%).
5. 67% опрошенных полагают, что переговоры с Россией следует вести только после вытеснения или вывода её войск на границы по состоянию на 1991 год. Считают, что переговоры надо вести уже сейчас, только 13% (при всех прочих условиях это очень много: такая точка зрения общественно неодобряемая, и высказывать её просто небезопасно).
6. Проголосовали бы на референдуме за вступление в НАТО 87,5% (в июне 2017 года — 48%).
Разумеется, все эти данные завышены, однако речь идёт о процентах таких больших, что никакая погрешность принципиально ситуацию не меняет (мы думаем, при декларируемой ошибке в 2,3% реальная больше в 2–3 раза).
Вывод тут совершенно определённый: когда украинское руководство отказывается от переговоров, оно опирается на общественное мнение. Можно сколько угодно писать, что Запад ведёт войну до последнего украинца, но украинцы-то так не считают — они верят в победу и верят, что выживут.
Можно, разумеется, сказать, что всё дело в пропаганде. Действительно, на территориях, контролируемых Россией, общественное мнение совершенно другое (кстати, насколько другое, мы не знаем — российская социология сталкивается с теми же проблемами, что и украинская).
Однако с другой стороны, есть ведь и объективные факторы, которые подпитывают такого рода настроения и ведут к их радикализации. В первую очередь, это отсутствие сколько-нибудь значимых результатов российской армии (три масштабных отступления в прошлом году и безрезультатная кампания ударов по энергетической инфраструктуре убедили украинцев в своей способности одержать победу) и расширение западной военной помощи – в последнее время Украина получила огромное количество вооружений, о которых летом прошлого года только говорили.
Социология в западных одеждах. Тоска по СССР на Украине сменилась ненавистью к РоссииНе успели люди на Украине смириться с тем, что 100 лет со дня рождения бывшей для большинства из них Родины — СССР никто никак не отмечал 30 декабря прошлого года, как пропагандисты-социологи на службе неонацистского режима напомнили им, почему они это не сделали.
Следует отметить, что такая ситуация в украинском общественном мнении составляет проблему не столько для России, сколько для США. Судя по публикациям СМИ, там уже создался консенсус относительно того, что украинский конфликт отнимает слишком много сил на фоне противостояния с Китаем. В этих условиях нужна деэскалация, а о какой деэскалации может идти речь при таком общественном мнении? Рост числа сторонников полного уничтожения России показывает, что в случае достижения хоть каких-то военных успехов Украина не остановится...
Кстати, такая ситуация беспокоит и официальный Киев. Не зря ведь Подоляк отрицает причастность ВСУ к терактам и диверсиям на территории России в границах 1991 года (правда, Подоляк вообще всё отрицает, включая удары по военным объектам в зоне военных действий).
Рекомендуем