В совместном заявлении "Грузинской мечты" и ещё одной партии, "Силы народа", которая и разработала этот закон, говорится, что некая "машина лжи" смогла ввести часть общества в заблуждение, из-за чего на законодательную инициативу был наклеен "российский" ярлык. В связи с этим, закон будет немедленно отозван, говорится в заявлении.
Оппозиция пригрозила продолжением протестов, потребовав конкретизировать, как именно будет отозван наделавший шуму закон, уже прошедший первое чтение. Правящие партии, в свою очередь, заявили о намерении провести с населением своего рода разъяснительную работу для того, чтобы изменить отношение грузинского общества к законопроекту, безапелляционно объявленному оппозиционерами"российским" и "советским".
В чём суть этого законопроекта? На самом деле речь идёт сразу о двух законах, разработанных "Силой народа", ранее отколовшейся от "Грузинской мечты". Первый из них, "О прозрачности иностранного влияния", подразумевает, что СМИ и НКО, финансирование которых минимум на 20% связано с зарубежными источниками, должны пройти соответствующую регистрацию – в противном случае им грозит административная ответственность. Второй закон, "Об иностранных агентах", содержит более жёсткие формулировки – иноагентом может быть не только организация, но и физическое лицо, и в том случае, если оно будет скрывать факт иностранного финансирования, ему будет грозить уголовная статья.
Российский политолог Борислав Агаджанов отметил, что подавляющее большинство действующих в Грузии некоммерческих организаций существуют на иностранные, в первую очередь на американские средства. В интервью "Украина.ру" он заявил, что сейчас в стране работают около 12 тыс НКО.
"В условиях нищей Грузии они не могут существовать за счёт местных источников, и поэтому они в значительной степени финансируются из США. На 2020 год только по линии Госдепартамента и USAID (деятельность организации запрещена в России) было получено $120 млн. За 20 лет после "революции роз" НКО с западным финансированием приобрели в Грузии значительную силу. Конечно, правящая партия этим очень недовольна – власти небезосновательно считают, что иностранные источники подпитывают их противников. "Сила народа", которая вышли из "Грузинской мечты", прямо обвиняла американского посла во вмешательстве во внутренние дела Грузии. Власти напрямую заинтересованы в том, чтобы подорвать возможности оппозиционных НКО вмешиваться в политическую жизнь страны",
- отметил Агаджанов.
Во время начавшихся беспорядков к зданию парламента вышли десятки тысяч манифестантов. Многие размахивали флагами Украины (за это их впоследствии поблагодарил Владимир Зеленский) или Грузии, перекрашенными в жёлтый и голубой цвета.
При этом стоит отметить, что на протестной акции задавал тон ряд оппозиционных партий (к примеру, "Гирчи – больше свободы"), в то время как ещё недавно считавшееся главной антиправительственной силой "Единое национальное движение" Михаила Саакашвили несколько ушло в тень.
Агаджанов связывает это с кризисом, который ЕНД переживает на текущий момент.
"В январе там произошла смена руководства. Предыдущий глава "Единого национального движения" Ника Мелия был снят с должности, и поэтому сейчас они пребывают в некотором организационном раздрае. Но это не мешает им принимать активное участие в происходящем – в беспорядках засветился как Мелия, которого схватили за шиворот и вытащили с проспекта Руставели, так и нынешний лидер ЕНД Леван Хабеишвили. В своём интервью он в лучших традициях обвинил во всём Россию, пытающуюся навязать Грузии "русский закон" и втянуть её в "советские порядки". Нет, "Единое национальное движение" активно участвует в происходящем. Однако помимо него в нём участвуют и другие партии, в том числе "Гирчи" и "Лело", и нет впечатления, что ЕНД возглавляет весь процесс", - отметил эксперт.
При этом он считает, что правящая партия пошла на уступки и отозвала закон не потому, что испугалась оппозиции – куда больше её заботит реакция Запада. "К протестам внутри страны власти давно привыкли. Беспорядки в Грузии происходили неоднократно, и подчас с гораздо большим применением насилия. У "Грузинской мечты" сейчас достаточно твёрдые позиции в обществе, особенно в провинции, и поэтому я не думаю, что они отозвали законопроект лишь потому, что опасаются новых беспорядков. Дело во внешнем давлении: Запад резко и однозначно выступил против этих законов и поддержал митингующих. Об этом заявили и пресс-секретарь Госдепа США Нед Прайс, и глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель, и помощник генсека НАТО по Южному Кавказу и Средней Азии. Поэтому я думаю, что власти Грузии испугались консолидированной реакции Запада, а не действий оппозиции. У них богатый опыт противостояния внутри страны, и не похоже, что сейчас они как-то ослабли", - считает эксперт.
По его мнению, в ближайшее время протесты пойдут на убыль. "Предыдущие беспорядки в Грузии достаточно быстро стихали. На мой взгляд, перспективы дальнейшего разрастания протестов нет. Опять же, всё будет зависеть от реакции Запада. Если нынешним грузинским властям как-то удастся договориться с Западом, то они вновь могут попытаться протащить этот же законопроект через парламент, незначительно его изменив. А если США и ЕС будут настроены по отношению к этим законам резко отрицательно, то, скорее всего, "Грузинская мечта" под видом нежелания разжигать радикальные настроения в обществе окончательно отзовёт эти инициативы", - отметил Агаджанов.
Тем временем протесты не прекращаются – вечером 9 марта митингующие снова пришли к зданию парламента. Помимо прочего, они скандировали "Сухуми! Сухуми!", демонстрируя таким образом желание развязать агрессию против Абхазии, и попытались сжечь российский флаг. Протестующих стало меньше, однако их требования радикализировались – теперь они призывают уже к смещению правящего в Грузии режима.