Авторами статьи "Знаменитое единство Украины - миф" являются бывшие американские дипломаты Майкл Гфёллер и Дэвид Ранделл.
Вспоминая о некогда единых Чехословакии и Югославии, они отмечают, что Украина является ещё одним примером страны, резко разделённой религиозными, языковыми и политическими разногласиями.
В отличие от Канады, которая нашла способы объединить англоязычных протестантов и франкоязычных католиков в одну нацию, Украина отказалась от плюрализма. Украинские националистические правительства в Киеве отвергли федеративную модель с автономией для русскоязычных регионов. Они отвергли призывы к принятию двух официальных языков по всей стране и дошли до того, что запретили использование русского языка в административных и коммерческих делах даже в преимущественно русскоязычных регионах
Авторы считают, что Украине было бы легче достичь единства населения страны, если бы её правительства не были столь "печально известны" своей коррупцией и если бы они "более успешно" защищали бы демократию и гражданские права.
Они напоминают, что на Украине запрещены 11 "пророссийских" политических партий, пять избранных членов парламента лишены гражданства, а многочисленные "независимые СМИ" закрыты. При этом Гфёллер и Ранделл признают, что закрытые СМИ не были "полностью пророссийскими".
Также авторы отмечают, что книги на русском языке изъяты из библиотек, а российская музыка, написанная после 1991 года, запрещена на радиостанциях.
"Один только размах этой программы дерусификации показывает, насколько широко распространены пророссийские и антироссийские симпатии в различных слоях общества", - указывают авторы.
Многие этнические русские, проживающие на Украине, никогда не были сторонниками украинского национализма. Их политические партии, средства массовой информации и церкви теперь считаются врагами и были закрыты, говорится в статье. Авторы подчёркивают, что российская спецоперация не стала причиной глубоких разногласий, существующих в стране, а лишь усугубила их.