Либо мы замкнем котел, либо подразделения ВСУ, которые еще остались в городе, оттуда уйдут. Там находится приличная группировка врага численностью в 30-40 тысяч боевиков. Они все же попытаются уйти в сторону Часов Яра, считает военный обозреватель, полковник запаса Геннадий Алехин.
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
Сейчас из Артемовска поступают противоречивые сообщения. В частности, командир украинских войск с позывным Мадьяр заявил, что его подразделение получило приказ немедленно покинуть город. Хотя ранее поступали сообщения, что противник перебросил в район Часов Яра 350 боевиков, которые прошли обучение в странах НАТО.
- Геннадий Тимофеевич, какое из этих сообщений ближе к правде?
- Я уже неоднократно говорил, что сейчас на линии фронта наблюдается броуновское движение, когда подразделения скрытно перемещаются из одной точки в другую, чтобы выполнить поставленную задачу.
В Артемовске идут тяжелые бои. И эти противоречивые сведения связаны в том числе с тем, что обе стороны пытаются использовать массированный информационный ресурс для дезинформации противника. Особенно преуспела в этом Украина.
Зеленский говорит одно, Маляр (замглавы Минобороны) – другое, а командиры на местах – третье.
Минобороны РФ действует по факту. Я считаю это оправданным, потому что сейчас активно работает разведка и все как на ладони. Но я не считаю, что никакой информации оттуда не должно наступать.
Понятно, что есть вопросы тактики боевых действий и планирования операции, когда нужно действовать скрытно. Но, к сожалению, наши некоторые эксперты и политологи, обгоняя друг друга, борясь за внимание к своей персоне, если не несут чушь, но бегут впереди паровоза.
Достоверную информацию знают только в Генштабе и командиры на местах. И давать ее нужно взвешенно и дозировано.
- И что же будет дальше с Артемовском, если суммировать последние противоречивые заявления Украины?
- Для противника там ситуация аховая. Не просто сложная, а критическая. Можно осторожно предположить, что не завтра-послезавтра, но в ближайшее время на этом направлении наступит переломный момент.
Либо мы замкнем котел, либо подразделения ВСУ, которые еще остались в городе, оттуда уйдут. Отмечу, что там находится приличная группировка врага численностью в 30-40 тысяч боевиков. Мне кажется, они все же попытаются уйти в сторону Часов Яра.
- Я смотрел эфир одного неглупого украинского эксперта Константина Машовца. Он сказал, что ВСУ теоретически могли бы уйти из Артемовска на подготовленную линию обороны, но этого делать нельзя, потому что город важен для стабильности на других участках фронта. Согласны ли вы с такой оценкой?
- С потерей Артемовска у ВСУ действительно рухнет фронт на линии Северск-Соледар-Артемовск. Это приведет к изменению оперативно-тактической обстановки, которая повлияет на ход боевых действий в районе Красного Лимана и Славянска/Краматорска. Вся конфигурация может измениться.
Поэтому я бы прислушался к мнению этого украинского эксперта.
Надо прямо сказать, что у них есть профессиональные спикеры, которые разбираются в военном деле. Иногда мы можем из их пропагандистской лабуды выделить разумные мысли. Понятно, что там есть Жданов или Свитан, которые несут такое, что просто караул. Но иногда мы можем отделить зерна от плевел.
- Как раз поступают сообщения, что российские войска начали штурм Торского на красно-лиманском направлении. Чем этот населенный пункт важен в плане освобождения города?
- Возможно, что так оно и есть. Там сейчас идут позиционные бои. Широкомасштабного наступления с охватами и маневрами там пока нет. Но позиционные бои как раз предполагают разведку боем, которая там и происходит.
- К сожалению, по поводу Угледара начались спекуляции, что морпехи молодцы, потому что они сумели закрепиться в дачах, а мотострелки якобы подвели, потому что не поддержали их с флангов. Можно ли сказать, что у нас действительно какие-то подразделения действуют эффективнее, чем другие?
- Ни в коем случае. Просто в Угледаре были допущены ошибки тактического плана. Потому что мы еще недостаточно эффективно используем отряды обеспечения движения (ООД), а это важнейший элемент предбоевого порядка.
У нас не до конца налажена работа по охране и сопровождению колонн, проделывания проходов в минных полях и использованию дымовых завесов.
Кстати, отмечу, что эти ошибки стали постепенно исправляться. Мы снова стали применять советскую самоходную реактивную установку разминирования УР-77 "Змей Горыныч", которая эффективно использовалась в Грозном во время Первой и Второй чеченских кампаний.
Что касается морпехов и мотострелков, то все зависит от их взаимодействия, а не от того, кто лучше или хуже. Морпехи осуществляют штурмовые действия, а мотострелки, артиллеристы и танкисты выполняют задачу по обеспечению. Еще нужно решать вопросы логистики и связи. Там еще есть проблемы.
Повторюсь, будет взаимодействие – будет успех.
- Нужно ли нам готовить целенаправленный ответ на диверсионно-террористическую атаку Украины в Брянской области? Или не надо дергаться и спокойно работать на фронте?
- Выскажу свою личную точку зрения. Это случилось вчера. Мне кажется, нужно еще пару дней, чтобы дождаться официального анализа всей этой ситуации. Потому что с первых часов поступала противоречивая информация из-за не вполне компетентной работы журналистов, которые гонятся за сенсацией.
Насколько я понимаю, что эта ДРГ разделилась на две части. Одна группа пошла на одно село, вторая – на другое, а в районе третьего села они стали накрывать минами в качестве отвлекающего маневра. И, используя протяженность границы (расстояние между населенными пунктами по 20 км), они провели эту продуманную и спланированную операцию, которая ставила пропагандистские цели.
Что касается клоунов из "Русского добровольческого корпуса", которые "захватили село", то я не сомневаюсь, что в рядах этих ДРГ действуют бывшие граждане РФ, переметнувшиеся на сторону Украины еще после 2014 года. Но это не играет главную роль. Им просто важно было напугать нас и показать, что в России якобы разворачивается партизанское движение.
Но кто чаще всего об этом говорит? Сбитые летчики из российской оппозиции. Они якобы берут на себя за это ответственность, а сами сидят в Киеве, Тбилиси или Прибалтике. Они ничего из себя не представляют.
Понятно, что эти террористические действия принесли нам головную боль. Они использовали методы чеченских боевиков и игиловцев (террористическая организация запрещена в РФ). Но хорошо, что вовремя сработали Росгвардия, Минобороны и ФСБ. Они начали гонять их по лесам и выдавили.
Я не исключаю, что подобные случаи могут быть в других приграничных районах. И я не сомневаюсь, что будут усилены меры безопасности. У нас же в некоторых регионах и так действует желтый уровень угрозы.
- Дмитрий Медведев заявил, что если самолеты, которые будут поставлены на Украину, станут обслуживаться в Польше, это будет означать прямое вступление НАТО в войну с Россией. Как вы это прокомментируете? Воюем мы с НАТО или не воюем?
- Я бы не назвал заявление Дмитрия Анатольевича спекулятивным.
Взять то же харьковское направление. Там туча наемников из Польши под видом добровольцев и гуманитарщиков. Там есть подразделения ротного и взводного звена ВСУ (10-15-30 человек), которые полностью состоят из польских наемников. Из них формируются ДРГ.
Понятно, что полноценного вмешательства нет. В том смысле, что НАТО помогает Украине только оружием и техникой, а не полноценными подразделениями. Но мы на отдельных участках действительно сражаемся с польскими военнослужащими, а Польша – страна НАТО.