Американцы, выстраивая свою внешнюю политику, тратили меньше, чем мы. Но ставили более четкие и конкретные задачи в области идеологии и геополитики, важность чего российские элиты долго не понимали, считает обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов.
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
Ранее экс-разведчик США Энтони Шаффер заявил, что американские власти подкупают власти Украины, чтобы иметь право распоряжаться этой страной по своему усмотрению.
По его словам, он лично присутствовал при передаче денег от имени администрации Джорджа Буша — младшего в Ираке и подчеркнул, что для Вашингтона это привычная практика — покупать себе определенные права распоряжаться «союзниками».
— Владимир Владимирович, как США это удается?
— Подкуп украинских элит, конечно, был, но не в том виде, в котором это было в Ираке, когда завозили кеш, которые раздали некоторым генералам и чиновникам. На Украине это было по-другому.
США подкупают украинские власти возможностью воровать, в том числе разворовывать ту же американскую помощь. Тем более есть коррупционные деяния, которые американские политики совершают в разных странах мира.
15 февраля 2023, 13:32
Владимир Корнилов: кто онПолитолог и историк, обозреватель МИА "Россия сегодня"Повторюсь, один из столпов американской политики закабаления того или иного государства заключается в том, чтобы подкупать местные элиты. Но и сами американцы, пользуясь коррупцией на Украине, хорошо на ней зарабатывали. Это двусторонняя коррупция. Мы же помним, как на этом зарабатывала семья Байдена.
Так что большого секрета этот разведчик не открыл. Это давняя практика Вашингтона.
— В таком случае возникает логичный вопрос: почему Россия не смогла подкупать элиту Украины в своих интересах?
— Российское государство пользовалось инструментами, которые на Западе и на Украине называли «коррупционными», когда Москва поставляла дешевый газ для определенных бизнесменов и олигархов. Причем мы платили гораздо больше, чем американцы.
Просто эффект от этого получился совершенно не тот.
Действия, которые Россия называла «экономическим влиянием», на Западе назывались «коррупцией». Напомню, что во время Евромайдана Россию обвиняли в том, что она якобы коррумпировала Януковича, выдав 3 миллиарда долларов украинскому государству.
Хотя понятно, что никакой коррупции тут не было.
— Тогда почему США удается контролировать украинскую элиту, а нам — нет?
— Это тема для серьезной диссертации. С какого года отвечать на ваш вопрос? Я могу вспомнить, как еще в 1980-е годы в Москве была концепция «дайте им суверенитета, сколько хотят».
Россия очень долго и много ошибалась на советском и постсоветском пространстве, особенно на Украине. Это был длительный период наивных ожиданий.
Напомню, как Черномырдин (на тот момент посол РФ на Украине), постоянно говорил о том, что «будет экономика — все наладится», чихать хотели мы на гуманитарные и политические вопросы. Мы действительно коррумпировали местные элиты дешевым газом и выгодными контрактами (контракт Тимошенко с Минобороны РФ в конце 1990-х — начале 2000-х).
Все это было. Просто мы не могли понять, что, договариваясь с украинским коррупционером и олигархом, нельзя не заниматься идеологическими вопросами. Зато американцы, коррумпируя украинские власти, заставляли их выполнять свои политические задачи в области русофобии.
В этом Вашингтон выгодно отличается от Москвы.
— В какой степени успех подкупа США украинских властей связан с тем, что им больше нравится жить в Майами, а не в Подмосковье (имеется в виду вопрос имиджа и мягкой силы)?
— Дело вообще не в этом. Где живет львиная доля команды Януковича? Явно не в Майами. Они понимают, что безопасность им может гарантировать только Россия.
Многие из тех, кто неоднократно обманывал Россию, в итоге оказывались в России. И это уже вопрос к российским чиновникам и бизнесменам, которые оканчивают жизнь в Майами (тот же экс-глава МИД РФ Козырев). Так что проблема не в том, кто где какую дачку выбирает на старость лет.
Жадность украинских элит давно известна. Их давняя мечта, что умное теля должно сосать двух маток, стала внешнеполитической концепцией Украины. Киев считал верхом разумности, что мы будем брать у всех, а потом всех обманем. Но долго это тоже не могло длиться.
Повторюсь, американцы, выстраивая свою внешнюю политику, тратили меньше, чем мы. Но ставили более четкие и конкретные задачи в области идеологии и геополитики, важность чего российские элиты долго не понимали.
— Если Россия одержит победу на Украине, сможем ли мы овладеть инструментом, которым хорошо владеют США?
— Мне бы очень хотелось выступить в роли оптимиста и сказать, что все уроки извлечены. Но мы уже столько раз наступали на одни и те же грабли, что я в этом сомневаюсь.
За эти десятилетия я призывал Россию действовать в этой области более активно, в частности, напрямую увязывать вопросы идеологии с экономическими выгодами (можете назвать это «взяткой»). Я занимался этим и публично, и непублично.
Я столько раз слышал в разные годы покровительственные слова: «Вот теперь-то мы точно все поняли и никогда не будем так поступать». Я могу даже детально назвать разные периоды, когда у нас волны понимания проблемы сменялись волнами успокоения в духе «да все уже решено, Янукович уже президент/премьер».
Мол, зачем теперь этим заниматься.
Поэтому я хотел бы быть оптимистом. Но опыт прошлых лет показывает, что не все так гладко, линейно и однозначно.