"Залетел в окно квартиры"
Согласно сообщениям Минобороны России, в ночь на 28 февраля два беспилотника упали в Краснодарском крае и Адыгее. Обе машины были выведены из строя средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), потеряли управление и рухнули на землю. Целью атаки были объекты гражданской инфраструктуры.
Как сообщило РИА Новости со ссылкой на экстренные службы, один из БПЛА был замечен в районе нефтебазы "Роснефти" в Туапсе Краснодарского края. Известно, что той же ночью на территории этой нефтебазы произошел пожар, жертв и пострадавших не было, нефтехранилище и резервуары повреждений не получили.
Что касается беспилотника в Адыгее, он упал на фермерском поле в поселке Новом Гиагинского района. Глава республики Мурат Кумпилов у себя в Telegram-канале написал, что незначительные повреждения получила одна из хозяйственных построек.
Об атаке трех беспилотников той же ночь сообщил мэр Белгорода Валентин Демидов. По его словам, обломки дронов были найдены в жилых кварталах.
"Сейчас нахожусь на месте происшествия по одному из адресов. Здесь БПЛА залетел в окно квартиры. Людей перевезли в безопасное место", - написал он в своем Telegram-канале, добавив, что обломки были найдены еще на двух улицах, незначительные повреждения получили три автомобиля.
Еще об одном сбитом беспилотнике утром того же дня сообщил губернатор Брянской области Александр Богомаз. Происшествие произошло в небе над Суражским районом региона. Обошлось без разрушений и пострадавших.
Во второй половине дня власти Подмосковья сообщили о падении беспилотника вблизи Коломны.
"Это произошло вблизи деревни Губастово, целью, вероятно, был объект гражданской инфраструктуры, он не пострадал. Жертв и разрушений на земле нет. ФСБ и другие компетентные органы занимаются ситуацией, безопасности жителей ничего не угрожает", - написал губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Компания "Газпром" сообщила, что беспилотник рухнул недалеко от их объекта, а именно у газокомпрессорной станции "Воскресенск".
Что за дроны
Официально Министерство обороны России не называло модели дронов, однако в сети опубликованы любительские снимки и видеокадры с пролетом дронов (в Белгороде) или же их обломков (в Подмосковье).
Исходя из имеющейся информации, Белгород пытались атаковать самодельные беспилотники, собранные украинскими специалистами в кустарных условиях из широкодоступных комплектующих. Такие дроны не способны покрывать большие расстояния, однако вполне могут преодолеть три десятка километров от украинской границы до того же Белгорода.
Вероятно, беспилотники ВСУ летели к Белгороду на сверхмалой высоте и управлялись вручную. Отсутствие сведений о работе ПВО говорит о том, что их могли вывести из строя с помощью РЭБ, после чего дроны врезались в первое попавшееся на пути препятствие.
Как пишет Telegram-канал "Рыбарь", как минимум один из рухнувших в Белгороде дронов может быть украинским "Довбуш Т10". Это разведывательный БПЛА, который украинцы собирают на заводе в Европе. Вероятнее всего, к нему кустарно прикрепили взрывчатку, превратив таким образом в ударный беспилотник.
Утверждается, что в атаке на Белгород использовалась британская взрывчатка. Такой вывод сделали специалисты, изучившие фотографии обломков, на которых заметна маркировка PE8 L23A1.
Речь может идти о специальных блоках или же контейнерах со взрывчатым веществом, общей массой в 1,5-1,6 кг в тротиловом эквиваленте. СМИ писали, что подобную взрывчатку ВСУ могла передать Британия. Также пишут, что взрывные устройства были снабжены поражающими элементами.
В случае с Адыгеей, вероятно был применен советский реактивный беспилотник Ту-141 "Стриж", а в Туапсе, как предполагает "Рыбарь", израильский тактический БПЛА Aerostar. Отмечается, что судя по последствиям удара, "Стриж" и Aerostar могли быть применены в паре.
Что касается дрона в Московской области, здесь вероятнее всего речь идет об украинском дроне-камикадзе UJ-22 Airborne компании "Укрджет", дальность полета которого составляет 800 км. Его максимальная грузоподъемность - 15-20 кг.
Особенности
1. Массированность
Атака украинских беспилотников по российским городам 28 февраля стала самой массовой на сегодняшней день. Речь идет о минимум семи дронах, запущенных в течение небольшого промежутка времени.
2. Расстояние
Если удары по приграничным Белгородской и Брянской областям происходят уже не в который раз, то путь до Краснодарского края, Республики Адыгея и Подмосковья был опробован впервые.
Если брать за точку отчета ближайший участок украинской границы, с которого теоретически могли запускаться БПЛА, то до Туапсе расстояние полета дрона составило примерно 425 км, до поселка в Адыгее – 380 км, а до деревни Губастово под Москвой – 455 км.
3. Типы беспилотников
Судя по имеющимся данным, Украина пока не имеет в достаточном количестве ударных дронов, однако готова приспосабливаться к ситуации и использовать в своих целях буквально все что можно, идет ли речь о собственных разработках, пусть они и не дотягивают до нужного уровня, или же о поступающих из-за границы моделях.
Примечательно также применение израильского БПЛА. Ранее Израиль осторожно относился к использованию своего вооружения в ходе российско-украинского конфликта, но такое разрешение, судя по всему, Киевом получено.
4. Информационная составляющая
Утром 28 февраля в нескольких городах РФ, в том числе в Белгороде, были зафиксированы взломы теле- и радиоэфиров, которые в течение какого-то времени передавали сообщения о воздушной тревоге и необходимости проследовать в укрытия.
Эти провокации, к которым может иметь отношение Центр информационно-психологических операций ВСУ, свидетельствуют о связке непосредственных атак с работой по провоцированию паники и напряженности среди населения.
Прошедшая атака дронов – пока единичная, но вероятно не последняя подобная акция со стороны Украины.
По сути, одновременный запуск БПЛА по Краснодарскому краю, Адыгеи, Белгородской и Брянской областям, а также по Подмосковью стал первой проверкой готовности украинской армии к запуску беспилотников широким фронтом.
Чисто военный эффект атаки минимален. До цели теоретически смог добраться только дрон в Туапсе, остальные были нейтрализованы российскими системами ПВО или РЭБ.
Кроме этого, одной из целей могло стать выявление российских систем противовоздушной обороны. В этой связи не случайной представляется выбор целей – Краснодарский край и Адыгея, которые находятся вблизи Черного моря, где 28 февраля в акватории южнее Крыма и у берегов Румынии была замечена активность самолетов дальнего радиолокационного обнаружения ВВС США и НАТО.
Не стоит сбрасывать со счетов и психологический эффект – показать уязвимость российских территорий с одновременными провокациями в информационной среде по провоцированию паники.
В любом случае, киевский режим показал, что способен атаковать российские города на значительном удалении от границы. Россия должна дать адекватный ответ на эти угрозы, а именно достичь всех целей спецоперации.