Невиданное единение: украинские социологи подводят промежуточные итоги СВО

Украинская социология военного времени, как мы неоднократно писали, вещь не слишком надёжная. Масса народа из страны выехала. Значительна часть оставшихся старается не отвечать вообще или не говорить правду
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Однако в целом было бы глупо отрицать, что в условиях войны большая часть общества объединилась вокруг власти, которая её в эту войну втянула.
Итоговое исследование проводила Социологическая группа «Рейтинг» тремя методами — два телефонных опроса на 1000 и 600 человек с разной методикой формирования выборки и три фокус-группы на 26 человек.
Само по себе исследование довольно объёмное, потому мы обозначим только наиболее важные аспекты, которые касаются именно общественного мнения, а не фиксации каких-то статистических фактов.
1. Социологи напомнили, что начало полномасштабных военных действий для большинства украинцев неожиданным не было — с апреля 2021 по февраль 2022 года число украинцев, которые считали такую угрозу высокой или средней, было более 60%.
Понятно, что одно дело оценивать угрозу, а другое — столкнуться с фактом реализации этой угрозы. Последнее всегда неожиданно, даже если всё уже понимаешь.
2. Украинцы верят в победу. Сейчас такой точки зрения придерживается 95% опрошенных.
Социология: насколько украинцы пострадали от войны и к чему они готовыЧеловечество ещё не открыло способа ведения боевых действий в густонаселённой местности без нанесения ущерба мирному населению. Дискуссии относительно того, с какой стороны прилетел конкретный снаряд, особого смысла не имеют: в конечном итоге платить будет та сторона, которая контролирует территорию
Над неадекватностью украинцев можно и посмеяться, но нам трудно сформулировать реальное достижение целей СВО, которое бы украинцы при желании не объявили бы своей «перемогой». Даже если российские войска в результате выйдут на украинско-польскую границу, правительство Украины в Канаде заявит о победе, потому что не будет геноцида — русские увидели героизм украинцев и решили всех не убивать. О геноциде они тоже заявят — но это будет отдельно.
3. По срокам СВО: если в марте 75% украинцев полагали, что конфликт закончится самое большее за полгода, то сейчас 62% считают, что минимум за полгода.
Думается, общественное мнение России пережило такие же трансформации.
С другой стороны, если СВО не закончилась за 12 месяцев, это не значит, что она действительно будет продолжаться несколько лет. Ресурсов Украины на столь длинный конфликт может не хватить, да и сам Запад на столь длительную конфронтацию не настроен. «Партия мира» посылает сигналы, что перемирие может быть достигнуто уже летом — если, конечно, ВСУ одержат какие-то значимые победы. Что они будут делать в отсутствие побед, непонятно, но, возможно, постараются выдать за победу что-то доступное. Например, желание российской власти решить конфликт дипломатическим путём.
4. 45% русскоязычных или двуязычных стали чаще использовать украинский язык.
Отчасти это, конечно, следствие роста патриотизма, но по опыту наших знакомых это элементарная мера предосторожности — украиноязычный человек в общем случае привлекает гораздо меньше недоброжелательного внимания правоохранителей и теробороны.
Другое дело, что существенно (на 8% по сравнению с сентябрём 2020 года) выросло число людей, считающих родным языком украинский и существенно же (на 10%) сократилось число людей, у которых родной язык русский. Как вы понимаете, это в чистом виде социально одобряемое поведение — родной язык на протяжении ни двух, ни двадцати лет поменяться не может. Поменяться может желание об этом говорить.
5. Народ возлюбил Зеленского. В октябре 2021 года 77% опрошенных считали, что он должен уйти — по истечении полномочий, а лучше раньше. Сейчас 65% жаждут увидеть его президентом на второй срок.
Мы просто в задумчивости — хватит ли Зеленскому избирателей на второй-то срок? Хотя самих избирателей понять можно: Зеленский не сбежал, организовал оборону и т. п. Лучше бы, конечно, он не доводил дело до войны, но пока 95% верят в победу, об этом как-то не думается.
6. Интересно, что повестка дня парламентских выборов не изменилась: 46% будут искать выбор среди новых партий.
С 2019 года украинцы выбирают представителей новых политических сил. На этом выиграли Зеленский и «Слуга народа». Сейчас тенденция никуда не делась, главный вопрос: считают ли украинцы СН «старой» партией или нет?
7. Внешнеполитические ориентации украинцев предсказуемы — за вступление в ЕС и НАТО выступает соответственно 87 и 86%.
Интересно, что графики неровные. По ЕС сейчас вообще не самый высокий показатель — в марте прошлого года был 91%. А по НАТО в марте же был провал поддержки с 76 до 68% (но потом пошёл ровный рост).
Ядерная бомба для Киева и мирное урегулирование: чем удивляет украинская социология
8. 80% относятся к русским холодно. В 2018 году таких было 23%.
Некий Сергей из Белгород-Днестровского в фокус группе говорит: «Мне жалко русских за их тупость и белорусов за их терпимость». Думаем, не ошибёмся если скажем, что русские и белорусы в основной массе тоже его жалеют. По тем же причинам. И это повод для осторожного оптимизма.
58% опрошенных считают, что примирение с русскими невозможно. Они просто не знают, такое примирение на 100% невозможно в случае сохранения нынешнего режима в Киеве. И что даже просто замена власти приведёт к совершенно удивительным изменениям в общественном мнении.
Рекомендуем