Кто такой Сеймур Херш
Резонансное расследование по терактам на «Северном потоке" произвело столь сильный медийный эффект не в последнюю очередь благодаря его автору — известному 85-летнему журналисту и правозащитнику Сеймуру Хершу.
Уроженец Чикаго, выходец из семьи эмигрировавших в Соединенные Штаты литовских евреев, Херш впервые прогремел на весь мир еще во время Вьетнамской войны.
Его перу принадлежит материал о зверствах американской армии в деревенской общине Сонгми, где в 1969 году военными США были изнасилованы, замучены и убиты 504 мирных жителя, в том числе 210 детей. За это журналистское расследование он был удостоен Пулитцеровской премии.
Дальнейшие работы Херша также неизменно становились сенсационными и делали достоянием общественности неблаговидные для правительства США факты: так, например, именно благодаря ему мир узнал о жестоком обращении с пленными в тюрьме «Абу-Грейб» в Ираке.
Среди его публикаций — Уотергейтский скандал и критика официальной версии ликвидации террориста номер один Усамы бен Ладена.
Версия Херша
Взрывы на нескольких участках газопровода «Северный поток», проходящего по дну Балтийского моря, произошли в ночь на 26 сентября 2022 года.
Виновник произошедшего, по версии Херша, Соединенные Штаты, а именно президент страны Джо Байден, лично отдавший приказ о проведении операции. Журналист утверждает, что соответствующий план начал разрабатываться Белым домом еще в конце 2021 года.
После того как в Вашингтоне было принято решение подорвать газопроводы, встал вопрос о технической стороне вопроса. Херш пишет, что среди вариантов обсуждалось несколько способов подрыва, в частности при помощи сбрасывания с воздуха бомб с так называемыми запаздывающими взрывателями или же с использованием подводной лодки.
Ключевым фактором, который учитывался при подготовке операции, продолжает Херш, была необходимость сохранить в тайне участие США в этой диверсии.
Все варианты были отвергнуты после того, как свой план на суд руководства представило ЦРУ. По замыслу этого ведомства, наиболее оптимальным решением являлось использование опыта американской операции Ivy Bells («Цветы плюща»), когда в 1971 году водолазы США в Охотском море сумели прикрепить специальное прослушивающее устройство на подводные кабели связи советского флота.
Конечный план, который в итоге и был осуществлен американцами, заключался в следующем:
В июне прошлого года водолазы военно-морских сил США, под прикрытием учений Baltops 22, с борта норвежского минного тральщика, на мелководье Балтийского моря в нескольких милях от датского острова Борнхольм, установили на четырех фрагментах газопровода взрывчатку С4 на основе гексогена.
Взрывы, согласно установленному таймеру, должны были прогреметь через 48 часов. Однако вскоре американцы передумали, решив, что двухдневный срок слишком мал, есть риск того, что США окажутся под подозрением из-за проходящих в это время там учений НАТО.
Выход был найден: активировать взрывные устройства должен был гидролокационный буй, который в сентябре сбросил в заданном районе норвежский самолет наблюдения Boeing Р8 «Посейдон». Сигнал с буя распространился под водой, через несколько часов взрыватели были приведены в действия, три из четырех трубопроводов были выведены из строя.
Автор расследования утверждает, что всего взорвались 6 взрывных устройств из 8, оставшиеся два были выведены из строя из-за долгого нахождения в воде.
Мотивы США
Как пишет Херш, в декабре 2021 года власти США принялись за подготовку своего ответа на российскую спецоперацию на Украине, которая действительно начнется спустя нескольких месяцев.
Главная задача подрыва «Северных потоков», по мысли американских властей, — не дать Германии остаться в стороне от антироссийских западных санкций, утверждает автор статьи.
Кроме того, считает он, в Белом доме таким образом также собирались мотивировать Берлин на поставку оружия Украине.
«Байден решил дать немцам замерзнуть этой зимой. Президент США предпочел бы, чтобы Германия скорее замерзла, чем перестала поддерживать Украину… Люди, участвовавшие в операции, увидели, что президент готов заморозить Германию ради своих сиюминутных политических целей, и это привело их в ужас», — сказал Херш в интервью Berliner Zeitung.
Критика версии Херша
В отличие от некоторых других своих расследований, где Херш ссылался на целый ряд источников и документов, весь материал про теракты на газопроводах в Балтийском море выстроен вокруг слова некоего неназванного источника, с которым общался автор.
Данный факт вовсю используется критиками Херша. Они полагают, что в столь масштабной, пусть и засекреченной операции было занято множество людей, в том числе норвежцев, однако никаких утечек информации об этом, кроме источника Херша, публично по сей день не обнародовано.
Кроме того, под сомнение ставятся несколько других фактов, на которые опирается расследование Херша. Так, утверждается, что норвежский тральщик класса Alta согласно открытым источникам, в тот день не участвовал в маневрах Baltops 22 и не появлялся в районе ЧП.
Также, согласно открытым данным, самолет Р-8 «Поссейдон» не стоит на вооружении у норвежских ВМС.
Тем не менее Москва положительно восприняла публикацию расследования Херша. Вот что по этому поводу сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков:
«Появление таких материалов лишний раз показывает необходимость открытого международного расследования этого беспрецедентного нападения на важнейшую инфраструктуру, на критическую инфраструктуру, международную критическую инфраструктуру. Оставлять это без раскрытия виновных и без их наказания невозможно».
Раньше около «Северного потока» уже находили взрывное устройство НАТО для уничтожения мин: 10 ноября в эфире телеканала «Россия 24» официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов напомнил, что 6 ноября 2015 года при плановом визуальном обследовании газопровода «Северный поток – 1» у одной из ниток на глубине 40 метров был обнаружен натовский подводный уничтожитель мин «Морская лиса».
Понятно, что таким устройством очень удобно пользоваться дистанционно: водолазы его положили и потом по гидроакустике можно передать на него кодовый сигнал и взорвать. Прокомментировал это ранее изданию Украина.ру российский инженер, эксперт движения «Сильная Россия», командир глубоководного подводного аппарата «Мир-2», Герой РФ Евгений Черняев.
Случайно потерять под нашей трубой такой механизм практически невозможно — такие вещи не теряют, отметил специалист.