По дороге на позиции
Ночная дорога из Донецка в Горловку опасна в первую очередь не своей близостью к фронту, а разбитыми дорогами, ямы на которых в лучшем случае устраивают пассажирам эдакий вибромассаж, а риск серьёзной аварии на ямах и ухабах очень существенен.
Тем не менее путь ночью дает и преимущества: машин практически нет, дорога пустая и меньше шансов нарваться на неприятности вроде пробок и заторов. Поэтому путешествие на позиции дивизиона реактивной артиллерии "Корса" решили начать около полуночи.
Подразделение названо в честь его командира, гвардии полковника Народной милиции ДНР Ольги Качуры (позывной Корса), погибшей 3 августа 2022 года в ходе СВО. Многие бойцы служат с тех времен и вспоминают её с теплотой.
"Я много с ней лично общался. Грамотный командир. Бойцы относились к ней с большим уважением. У нее был авторитет среди личного состава", - сказал командир расчета БМ-21 "Град".
Звание полковника Народной милиции Донецкой Народной Республики она получила в 2015 году, спустя всего год после того, как возглавила подразделение реактивной артиллерии НМ ДНР. Она практически сразу после начала гражданской войны в Донбассе вступила в ополчение ДНР, а до этого 14 лет проработала в украинской милиции.
Волчья Мать
Поездку в дивизион организовала известный в Донецке волонтер Наталья "Волчья Мать" Хим. Она дружила с Корсой, подруги были очень близки. Их объединяла любовь к Донбассу и страстное желание защитить людей, живущих на этой земле, от украинской нацистской нечисти, заочно приговорившей жителей региона к уничтожению.
Каждая занималась тем, что ей было ближе. Корса вела в бой подразделение, которое регулярно обрушивало на украинских фашистов огненный шквал.
"Она говорила: с каждым выпущенным снарядом я приближаю нашу победу", - вспоминает Наталья.
Вклад Волчьей Матери был не менее важным, хотя и не таким заметным: она помогала и продолжает помогать снабжать бойцов всем необходимым, находя слова поддержки, решая возникающие по ходу службы проблемы.
"Есть такое выражение: войну выигрывает тыл. И оно очень недалеко от истины", - сказал нам один из бойцов подразделения.
Гибель Корсы стала для ее подруги ужасной трагедией, ведь именно в тот момент, когда по машине командира был нанесен смертельный удар, она говорила по телефону с Натальей.
"Она как раз собиралась в отпуск, и мы обсуждали, как проведем его вместе, куда поедем отдыхать и что будем делать, как я услышала удар и голос в трубке оборвался", - рассказала Наталья.
Она рыдала несколько часов и даже не заметила, как ее дочь вызвала по телефону бабушку, которая приехала ее успокаивать.
Похороны прошли на следующий день, и Наталья физически не могла успеть на них из Москвы, чтобы проститься с подругой. Однако помогла девушка из Донецка, Лола, с которой они незадолго до этого разругались на тему того, кто настоящий волонтер, а кто наживается на гуманитарной помощи.
"Мы ругались с ней по телефону, и тут у меня высветился вызов от Корсы. Я сказала: подожди, сейчас с Корсой поговорю и с тобой закончим. И потом, когда она увидела сообщения о гибели Ольги, она поняла, что это произошло как раз во время нашего разговора. Лола перезвонила и сама предложила помощь. И потом я видела, как она шла покупать от нас белые лилии для Корсы, а совсем рядом рвались мины - она включила трансляцию на телефоне. А когда люди бежали, бросая гвоздики, предназначенные для Оли, Лола подбирала их, наплевав на снаряды (церемонию прощания с Корсой обстреляли из крупнокалиберной натовской артиллерии - Прим. авт. ). Вот так и я смогла там побывать. Значит Корса сама так хотела, чтобы мы не разошлись, не попрощавшись", - сказала Наталья.
Видно было, что время если и смягчило боль утраты, то совсем ненамного. Ей нужно было выговориться, и я был её единственным слушателем в темноте насквозь промерзшего микроавтобуса, где мы прятались от леденящего ветра в ожидании ночного пуска "Градов" по позициям вооруженных формирований киевского режима.
"Огонь, батарея!"
В этом готовившемся залпе ей доверили право отдать команду открыть огонь бойцам боевых машин - в память о той дружбе, которая связывала ее с прежним комдивом.
"Приехали на позиции РСЗО "Град", буду отдавать команду на запуск. Будем мстить, как и продолжали это делать, за Ольгу Сергеевну Корсу, за Марию Пирогову и за всех убитых мирных жителей", - сказала Наталья перед запуском.
И вот завыли грады. Ракеты, выпуская из хвостовой части огненный смерч, с ужасающим воем уходят в ночное небо, чтобы где-то , за несколько десятков километров от нас, нанести невосполнимый ущерб противнику. Каждая ракета, каждый снаряд - это небольшой, но ужасный огненный ад, который создает человек для своих врагов.
После того, как мы покинули позиции - совершенно незачем становиться мишенью для возможного ответного удара - Волчья Мать рассказала, что продолжает снабжать бойцов дивизиона тем, что им крайне необходимо.
Она пользуется таким уважением командиров, что может откровенно высказаться им о достаточно деликатных проблемах, которые порой возникают в подразделении и которые рядовым бойцам бывает трудно донести до командования.
"Я, пожалуй, единственный человек, который может подойти к командиру и откровенно сказать: у такого-то бойца вот такая проблема, и если ее не решать, то может произойти вот это и вот это", - рассказала Наталья, добавив, что к ее словам прислушиваются.
Дивизион Ольги Корсы продолжает своё боевое дежурство в донецкой степи, где-то между Горловкой и Донецком. А мы стали свидетелями, как Наталья Хим сделала новый шаг на своем пути, от которого многие из тех, кто ее знает, будут в шоке - она просила пока не раскрывать интригу, и мы сдержим обещание.
Ну а украинским нацистам не стоит расслабляться: они обязательно получат еще не один огненный подарок от Корсы - хотя ее уже нет с нами, ее дивизион продолжает работать.