Есть такие опасения и у политиков. Украинский политолог Вадим Карасев, комментируя на ютуб-канале PolitБюро итоги визита Зеленского в США, напомнил о поездке Дмитрия Медведева в Китай и о мини-саммите глав МИД стран G-7.
«То есть война разрастается, и теперь никто не знает, а что дальше делать, как ее завершить, чтобы она не переросла в Третью мировую. Никто не хочет, чтобы 2023 год стал годом начала уже большой, полноценной, скажем так - не опосредованной, не гибридной, не холодной, а Третьей мировой войны», — сказал Карасев.
По словам эксперта, участники «большой игры» думают о том, как от этого уберечься, но, с другой стороны, думают, «как разрешить тупиковость ситуации в Украине, выйти из этого тупика».
Есть несколько сценариев, но предлагаемый Киевом вариант — выход Украины на границы 1991 года — вряд ли реализуем. В администрации Байдена, по мнению Карасева, пока нет четкой позиции, на каких условиях могут состояться переговоры о мире. Вопрос об условиях начала таких переговоров будет обсуждаться, предположил эксперт. Сильной позицией для Киева могут счесть и выход — в результате наступления ВСУ — на границы по состоянию на 24 февраля. А проблему Крыма и, возможно, Донецка и Луганска попытаются решать уже «путем эффективной результативной дипломатии».
Понятно, что у Москвы совсем другие планы, и сложно представить, чтобы российские власти всерьез рассматривали вариант оставления Крыма, Донецка и Луганска в результате какой угодно дипломатии.
С экономическими прогнозами проще. В 2022 году Украина уже потеряла 40 процентов своего ВВП. Кризис будет углубляться и в обозримом будущем. Экономист, экс-советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ среди других составляющих этого кризиса отметил сокращение потребительских затрат населения в связи с тем, что сейчас от пяти до восьми миллионов граждан стали беженцами и переехали за границу. Эксперт подчеркнул, что это фактически означает потерю четверти внутреннего потребительского рынка.
Кущ также отметил естественное в условиях военных действий сокращение инвестиционной активности бизнеса и ожидаемое сокращение государственных затрат, поскольку на фоне рекордного размера бюджета в 2023-м «имеем беспрецедентный уровень бюджетного дефицита».
Страна практически разрушена, люди в огромном количестве бежали, они пытаются обустраивать свою жизнь в других странах, прежняя их жизнь разрушена — так оценил ситуацию украинский журналист Александр Шелест в своем ютуб-канале в ходе беседы с профессором Киевского института журналистики Никитой Василенко.
В свою очередь, Василенко рассказал о своем разговоре с банкиром, который сказал букваьно следующее: не переживайте за эту Украину, завезем сюда кхмеров, вьетнамцев, пакистанцев — «и они прекрасно будут работать».
Сейчас, если считать по потреблению хлеба, в стране осталось около 25 миллионов человек, и это далеко не самые активные слои населения, продолжил профессор. По его словам, хотя мужчин призывного возраста не выпускают из страны, но уехали женщины, способные рожать, увезли детей. И вряд ли они вернутся. Но кого это волнует? Вот человек, связанный с финансовыми кругами, озвучил то, что давно уже обсуждается — а именно план перевезти на Украину дешевую рабочую силу из Юго-Восточной Азии, сказал Василенко.
Что дальше? Киев от своих планов вернуться к границам 1991 года не отказывается. Так, глава ГУР МО Украины Кирилл Буданов заявил, что «Крым будет возвращен комбинированным путем — и силой, и дипломатией». При этом пообещал, что украинские подразделения «зайдут туда с оружием в руках».
Россия видит будущее совершенно иначе. На заявление главы ГУР отреагировал сенатор от Крыма Сергей Цеков, назвав его «бахвальством». По его словам, которые приводит РИА «Новости», «украинские власти продолжают линию на одурачивание своего народа».
Сенатор подчеркнул, что «реально возвращение Киева как матери городов русских в состав России», а вот «то, о чем говорит Буданов, совершенно не реально».
Но вряд ли кто-то сейчас с уверенностью может сказать, сколько времени и сколько жертв потребуется для того, чтобы это осознали руководители киевского режима и их западные хозяева.