Об этом эксперты рассказали в интервью изданию Украина.ру.
ПВО России: как защититься от беспилотников
В ночь на 26 декабря средства ПВО ВКС РФ сбили на малой высоте при подлете к военному аэродрому «Энгельс» Саратовской области украинский беспилотник «Стриж».
Из-за падения его обломков погибли трое российских военнослужащих технического состава, находившихся на аэродроме. Авиационная техника повреждений не получила.
Военный эксперт, директор Музея войск ПВО Юрий Кнутов поясняет, что сейчас значительная часть российских комплексов ПВО отправлена в районы проведения СВО — для прикрытия войск. Из-за этого ряд районов оказался оголен, а американские спутники космической разведки «это видят и докладывают Украине».
По словам Кнутова, Украина в очередной раз использовала беспилотник Ту-141 «Стриж», который фактически переоборудовали в дрон-камикадзе, способный маневрировать по системе GPS как по высоте, так и по курсу.
Аппарат может перемещаться на небольших высотах в 50 метров. Хотя этот беспилотник, отмечает эксперт, полностью изготовлен из металлов и имеет большие размеры, поэтому он хорошо заметен на радиолокаторе и на экране станции наведения ракет. Но он обходит дивизионы и батареи ПВО и непосредственно выходит к цели.
«Что касается защиты объектов, то можно предложить только один способ — больше использовать комплексы С-300ПМУ2, у которой станция наведения ракет поднимается на специальную вышку, чтобы обеспечивать дальность обнаружения цели и дальность поражения.
Тем самым сбитые ракеты и беспилотники будут падать не на территорию объекта хранения. Они не будут долетать до него. А сейчас работали "Панцири". В тот момент, когда беспилотник делал "горку", чтобы атаковать аэродром, его поразили», — сообщил Кнутов.
В целом, считает эксперт, для защиты нам нужна эшелонированная система, которая включает в себя комплекс большой дальности и комплекс малой дальности.
Ход СВО и ближайшие задачи для российских войск
Военный историк и журналист Евгений Норин подвёл условные итоги года в смысле проведения СВО. К главным успехам России Норин отнёс «получение сухопутного коридора в Крым, отбитие Мариуполя и того, что осталось от Северодонецка и Лисичанска».
В то же время, уверен журналист, подводить итоги пока рано. Он уверен, что этой зимой будет попытка крупного наступления с целью сломить линию фронта.
«Надеюсь, что зимняя кампания будет подготовлена лучше, чем та, которая закончилась осенью. И пока этой надеждой мы живы», — заявил Норин.
Он также отметил, что в России уже наладились «некоторые поставки всяческого добра, которое мы не производим, в обход санкций: у нас появились дроны-камикадзе и другие игрушки, которых раньше не было».
Что касается российских ударов по инфраструктуре Украины, Норин говорит, что тут уже есть внятный результат.
«Наиболее эффективным был бы паралич украинского военного тыла. Удары по путям сообщения, мостам и тяговым подстанциям. Наша цель не в том, чтобы Тарас сидел в темноте, а в том, чтобы поезда и автомобили не доставляли подкрепление на фронт», — пояснил историк.
А наиболее реалистичной задачей для российской армии на ближайшее время он видит отсечение района боевых действий в Донбассе от тылов ВСУ и нанесение поражения крупной группировки противника, чтобы заставить его латать дыры и терять людей с техникой быстрее, чем они ее готовят в тылу.
«Война, объявленная Западом России»
Политолог, обозреватель РИА «Новости» Владимир Корнилов называет происходящее сейчас «войной, объявленной Западом России». По мнению политолога, война направлена против существования российского государства, против русских людей — «не только против Донбасса, Херсона или Крыма».
«Они ведь собираются это продолжать (убивать русских людей) и дальше, это если у кого-то есть иллюзии в России или среди тех, кто сбежал из России, что, мол, вот сейчас надо сдаться, отойти на границы, как Зеленский говорит, 1991 года, и все закончится. Нет, не закончится, а продолжится», — заявил Корнилов.
Война против России объявлена, продолжил он, война идет за существование российского государства, и она сейчас развивается там — на границах, линиях фронта, которые проходят по Донбассу.
«В этом смысле не должно быть ни у кого никаких иллюзий. Да, мы должны победить, у нас нет иного выбора. Мы — народ-победитель, и возможно, придется пройти еще долгий путь.
Я очень хочу, чтобы это закончилось в наступающем году, очень хочу, но все будет зависеть от того, как будут развиваться успехи на фронте. И конечно, от массы субъективных привходящих обстоятельств на международной арене», — сказал эксперт.