После распада Советского Союза многие "блестящие умы" в Госдепартаменте считали, что чеченский национализм будет полезным инструментом против России, ослабляя и отвлекая её, пишет автор статьи Хелен Эндрюс.
Она вспоминает про так называемый Американский комитет за мир в Чечне, целью которого является противодействие политике РФ на Кавказе. Список членов этого комитета, по словам Эндрюс, напоминал справочник американского внешнеполитического истеблишмента из обеих главных партий страны.
После бойни в Беслане чеченский национализм перестал быть модным. Урок его недолгой популярности [в США] заключается в том, что многие в американском внешнеполитическом истеблишменте были готовы поддержать идею с "токсичной стороной", о которой они прекрасно знали в то время, для достижения цели, о которой они действительно заботились, а именно нанесении ущерба России
Разъясняя свои слова про "токсичную сторону" сепаратистов в Чечне, Эндрюс напоминает о том, что они охотно принимали в свои ряды "арабских ветеранов афганской войны, открыто провозглашавших джихад против Америки".
Прошедшие годы помогли нам понять, почему Кремль считал Чечню экзистенциальным вопросом для российского государства. Альтернативой нахождению этой республики в составе России было бы "враждебное и недееспособное" государство на одной из её исторически наиболее уязвимых границ. И это ещё один урок с современными параллелями, подытоживает автор.