Основатель и лидер известной российской группы «Агата Кристи», свердловский музыкант Вадим Самойлов помогает пострадавшим из Донбасса, Херсонской и Запорожской областей и регулярно выступает перед российскими солдатами со своими концертами.
Как среди творческой интеллигенции относятся к спецоперации Москвы? Легко ли быть патриотом и поддерживать свою родину? Стоит ли запрещать уехавшим артистам возвращаться в Россию? На эти и другие вопросы Вадим Самойлов ответил в эксклюзивном интервью изданию Украина.ру.
— Вадим Рудольфович, в ноябре вы выступили перед мобилизованными бойцами из Тюмени. Недавно были с концертом в 32-м военном городке в Екатеринбурге. Какие настроения у ребят, готовы ли они идти в бой? Какие слова вы находите для них?
— Я действительно часто выступаю перед мобилизованными солдатами. Это была моя уже не первая поездка.
Во-первых, нужно не только их повеселить, но и немножко расслабить. Важно сказать слова поддержки о том, что они занимаются правильным делом, что они уже герои.
Среди них, конечно, большинство людей мотивированных — это добровольцы. Но многие мобилизованные попали в стрессовую для них ситуацию. В любом случае честь и хвала им, что не стали отказываться, убегать куда-то, получили повестку — пошли [воевать].
На Украине я давно бывал, в Донбассе — с 2015 года, и не один раз своими глазами все происходящее видел. Поэтому я, естественно, предваряю свое выступление некой политинформацией, в которой рассказываю, что я наблюдал, как развивались события, кто начал войну, зачем нам нужно было защитить Донбасс.
Я стараясь строить программу выступления, чередуя веселые хиты «Агаты Кристи» с серьёзными написанными на тему сегодняшнего дня песнями. И встречаю полное понимание. Военнослужащим заходят серьезные тексты, в которых затрагиваются философские, человеческие темы, чему я очень рад.
— В одном своём интервью вы сказали, что нужно создавать новую культурную политику по поддержанию нового патриотического искусства — более содержательного, затрагивающего философские вопросы. Расскажите подробнее про эту идею.
— Я бы сказал точнее: не просто патриотическое, а национально ориентированное искусство — в том числе, конечно, патриотическое в его глубине.
Сейчас патриотические произведения, особенно в контексте СВО и связанных с ней трагических событий, появляются на различных профильных каналах. Например, на вашем, Украина.ру, на «Соловьев Live» и других.
Однако в общем медийном пространстве всё равно существует некий разрыв. То есть существует два направления: поп-культура и академическая культура. А средней ниши, которая могла бы заполняться чем-то умным и содержательным — не только развлекательным или академическим, а тем, что посередине, — у нас по-прежнему нет.
Если говорить про музыкальную культуру, то нужно вспоминать наши песенные традиции, которые идут ещё из Советского Союза, в которых нет откровенного политиканства. Они душевные и отображает менталитет нашего [русского] человека.
Этот менталитет, мне кажется, никуда не делся, а как бы немножко закупорен. Ему важно давать выход, и делать это нужно, естественно, через культуру.
Я считаю, хорошо бы создать какое-то новое систематизированное течение в культуре. Например, открыть новые радиостанции, снимать новые фильмы, которые не относились бы к зрителю как к слишком продвинутому «кусовщику», слушающему исключительно корейскую музыку, или как к легковесному человеку, который потребляет только поп-музыку, поп-культуру.
Человек готов воспринимать новое, интересное, содержательное и, как следствие, национально ориентированное, потому что это наш язык, наши смыслы. Это должно в большей степени проявляться [в российской культуре]. Вот что я имею ввиду.
— Сейчас идет много споров, в том числе среди творческой элиты, о том, кто патриот, а кто нет. Например, поклонники Шамана (певец Shaman) обсуждают, почему он спел патриотическую песню «Встанем», но при этом не едет на Донбасс. А что для вас значит быть патриотом?
— У каждого свои проявления патриотизма: кто-то готов на одни поступки, кто-то — на другие. Я считаю, что не нам судить, патриот Шаман или нет. Я думаю, что, судя по песням, это в нём есть.
Выразится ли это в поездки в какие-то горячие точки? Во-первых, в эти места не так просто попасть. Хорошо, например, я знаком с военными, есть связи на той стороне, я могу самоорганизоваться и отправиться туда.
Что же касается того, чтобы просто взять и поехать — толком никто даже не знает, куда позвонить для этого. Всему своё время. Не нужно от всех требовать ехать на передовую. В свой час, все кто хотел там окажутся.
Что такое патриотизм лично для меня? Это максимальное участие в жизни страны. Самое главное и верное, что я вкладываю в это понятие: быть патриотом своей Родины не значит быть «ура-патриотом» и кричать, что все российское хорошее, а всё остальное, не российское, — плохое.
У нас в государстве полно неполадок. У нас тоже есть и добрые, и злые люди. У нас хватает своих болячек в обществе. Вопрос в том, как к этому относиться. Любить Родину и стараться исправить эти болячки, поддерживать все важные вещи — вот моя позиция.
Специальные военная операция России и отстаивание русского мира в Донбассе — это чрезвычайно важная вещь. Поэтому я всем чем могу участвую.
— Должен ли в нынешних обстоятельствах артист озвучивать свою позицию по Украине, на ваш взгляд. Почему?
— Не то чтобы каждый артист должен озвучивать… Но я думаю, что сейчас такое время, что каждому придётся делать свой выбор в поступках.
Этот выбор заключается в том, что даже если человек не говорит о своем отношении [к СВО], могут возникнуть сложные обстоятельства, когда он, например, должен будет либо согласиться на участие в каком-то мероприятии, либо отказаться от него.
Мы живём сейчас во времена решительного передела всего мирового устройства, в том числе нашего российского сообщества. Абсолютно каждого гражданина это затронет.
Поэтому отвечаю на ваш вопрос: нет, не должен, но придется если не словами, то какими-то поступками.
— Как вы лично относитесь к тем артистам, которые высказали проукраинскую позицию? Есть ли у вас живые примеры, что друг-коллега по цеху высказался против СВО, но вы с ним остались друзьями или, наоборот, разорвали отношения? Например, как вы относитесь к решению Аллы Пугачевой переехать к мужу?
— Что касается моего мнения о поведении Аллы Пугачевой, о котором меня много и часто спрашивают, я так же, как вы, к этому отношусь. Я считаю, что она совершает свой маленький женский подвиг, поддерживая, в общем-то, непутёвого мужа.
И она, действительно, если высказывается об СВО, то очень размыто, расплывчато и без конкретики. Потому что Алла Борисовна — мудрый человек.
Что же касается людей из нашей, так сказать, артистической среды, то разделение позиций [по украинскому вопросу] началось давно — еще в 2014–2015 годах. Поэтому это разделение негласно уже существует.
Я бы не сказал, что я прекратил общение, например, с группой Би-2. Я могу с ними пообщаться. Би-2 все-таки в явном виде свою позицию не высказывают, в отличие от Noize MC, выражающегося откровенно против.
К тем, кто откровенно высказывает свою проукраинскую позицию, я отношусь с состраданием и миролюбием. Я считаю, что заблудшему человеку всегда нужно давать шанс пересмотреть свои взгляды на жизнь.
Конечно, есть люди, которые уже перешли грань. К сожалению, например, Андрей Макаревич (признан в России иноагентом), наговорил про русских людей, про нас такие неприемлемые вещи, что снимать трубку и разговаривать [с ним] не хочется.
— И все же о творчестве, а не политике. Вы говорили в одном из интервью, что у вас выйдет новый альбом. Он вышел?
— В настоящий момент он практически готов. Часть песен я уже выкладываю в широкий доступ в своем телеграм-канале — там с ними можно ознакомиться. В ближайшее время будет официальный релиз на всех площадках.
— Название есть у альбома?
— Пока нет.
— Кстати, вы также упоминали в СМИ, что в вашем новом альбоме будут две песни экс-помощника президента Владислава Суркова, который был куратором украинского направления в Кремле. А что это за песни?
— У меня в телеграм-канале одна из песен на его слова уже опубликована. Она называется «Что дальше». Кто хочет, может ознакомиться. Есть две композиции с его участием: одна — о войне, другая — о любви.
— Никогда еще за такой короткий срок у нас не появлялось столько юных артистов, чья музыка пропитана патриотическими нотами. Что это — ренессанс русской музыки?
— Я думаю, не совсем так. Дело в том, что этот пласт культуры всегда существовал. То, что он обострился в связи с трагическими событиями, что больше музыкантов поет об этом, — это тоже заметно.
На самом деле в большей степени здесь играет роль то, что средства массовой информации начали этому контенту уделять больше внимания, больше его показывать. Поэтому он и всплыл наружу.
Вообще патриотические и военные песни, пропитанные духом войны на Донбассе, которая идёт уже 8 лет, появлялись давно. Просто сейчас им нашлось место в СМИ.