Огневая мощь и уникальная маневренность - боевые вертолеты на Украине
Вертолеты армейской авиации, как правило, всегда выполняют огромный объем боевой работы. Удары по наземным целям, высадка десантов и переброска личного состава, сопровождение военных и гуманитарных колонн, эвакуация и отправка раненых - вот, далеко не полный перечень задач, которые выполняют экипажи военно-транспортных и ударных вертолётов в ходе спецоперации на Украине.
Любые военные конфликты имеют свое название. Например, в официальных кругах события на Северном Кавказе именовались контртеррористической операцией, а в войсках группировки его иронично прозвали "пластилиновой войной" (из-за непролазной грязи, особенно в осенне-зимний период). Погода на Северном Кавказе — мягкая. Ударит лёгкий мороз, затем сорвётся дождь, а с вершин гор вдруг спустится густой туман. Вот и получается на земле — месиво, грязь, "пластилин", а в небе — не видно не зги.
Что-то похожее и на Украине. Вертолётчики называют весь этот пейзаж туманной войной. Сложные погодные условия, когда видимость становилась нулевой, для противника превращались в подарок судьбы: мол, с воздуха не накроют. И полной неожиданностью становилось то, что винтокрылые машины зависали над местом боя, практически на ощупь опускались на землю, высаживая группу спецназовцев или десантников.
Так произошло в первый день при проведении десантной операции по захвату аэродрома Гостомель. Она не могла пройти без армейских вертолётов. Большая группа транспортно-боевых вертолетов Ми-8 сопровождаемая ударными вертолётами Ка-52, Ми-24 и Ми-35 стремительным броском на предельно малых высотах, фактически без потерь, осуществила высадку десанта. Все транспортные вертолёты смогли долететь до цели. Этому способствовала не только внезапность броска, но и грамотное боевое сопровождение ударными вертолётами. А также наличие на большинстве вертолётов десантной группы бортового комплекса обороны "Витебск". На видеокадрах, снятых очевидцами видно, как эффективно отводили ИК-ловушки, отстреливаемые по командам БКО "Витебск", выпущенные ракеты ПЗРК.
Роль боевых ударных вертолётов в данной операции не просто велика, она огромна. Они не только выполнили сопровождение группы транспортных вертолётов, но и подготовили место высадки десанта, подавив огневые точки и очаги сопротивления на земле.
К сожалению, не обошлось без потерь в технике. Достоверно известно о потере одного ударного вертолёта Ка-52 летевшего одним из первых. При этом до своего поражения он сумел выявить и подавить несколько огневых точек противника. При этом, несмотря на критические повреждения вертолёта, экипаж смог совершить вынужденную посадку, без каких-либо ранений и травм. В течении короткого времени экипаж был эвакуирован одним из транспортных вертолётов, принимавших участие в операции. А боевые вертолёты сопровождения смогли обеспечить защиту, выживаемость экипажа, сбитого Ка-52 и его безопасную эвакуацию.
Ка-52, бесспорно стал главным героем этих боевых действий. Мощный комплекс БРЭО, прекрасная маневренность и живучесть позволяют ему успешно выполнять сложнейшие боевые задания, часто трудновыполнимые для других типов боевых ударных вертолётов.
Вертолёты-солдаты, как их называют в войсках, Ми-24 и Ми-35 легендарного семейства Ми-24 ударных вертолётов ОКБ Миля, заслуженные ветераны многочисленных военных конфликтов. Они успешно применяются в ходе спецоперации на Украине. Часто действуют совместно в составе пары с Ка-52, который летит первый и выполняет функции вертолёта обнаруживающего и вскрывающего цели, а Ми-24 с его огромной залповой мощью эффектно подавляет их.
Также отмечены случаи использования уникальной возможности вертолётов семейства Ми-24 брать на борт кроме членов экипажа ещё несколько человек. Это использовалось при эвакуации экипажей вертолётов совершивших вынужденную посадку.
Как уже говорилось выше, весьма успешно показал себя авиационный бортовой комплекс обороны "Витебск". Им оснащены вертолёты Ми-35. Это при худших, в сравнении с Ми-24, лётных характеристиках, по большей степени делает их более приспособленными и выживаемыми в современных вооруженных конфликтах, особенностью которых является сверхнасыщенность наземных войск простыми и эффективными мобильными средствами ПВО - ПЗРК. Они представляют особую опасность для боевых вертолетов.
Ми-28Н уже по опыту боевых действий в Сирии получил высокую оценку экипажей, летающих на них. Хорошее бронирование, особенно остекления кабины, огромная огневая мощь - вертолет способен нести Нары самого большого калибра, обычно применяющиеся только реактивными самолётами. Всё это успешно позволяет решать ему самые сложные задачи и в непростых условиях спецоперации на Украине. Стоит отметить, что сейчас часть вертолетов Ми-28Н оснащена надвтулочной РЛС. Что позволяет им приблизиться по мощности БРЭО к Ка-52.
Фактически современные боевые вертолёты стали наследниками легендарного штурмовика Ил-2. Сходные задачи и условия их выполнения, отвага и героизм экипажей, трепет противника перед ними - всё это очень роднит их между собой.
Еще одной особенностью спецоперации стала так называемая свободная охота, которую российские лётчики активно практиковали еще при проведении операции в Сирии. "Свободной охотой" называется вылет самолёта или звена вертолётов в определённый район с последующим уничтожением техники.
Свое мастерство и прочные навыки вертолетчики уже демонстрировали не раз. Если брать техническую сторону дела, она не претерпела особых изменений и устроена несложно — по всей линии фронта создаются "аэродромы подскока". На них размещаются топливозаправщики и машины с боеприпасами, а прямо на месте из специальных материалов создаётся площадка 10х10 метров, куда вертолёт приземляется для дозаправки и пополнения боекомплекта. Интервалы работы между боевыми вылетами обычно небольшие — на заправку и перезарядку требуется примерно 30–40 минут. После этого лётчики запускают машину и снова отправляются на боевой вылет.
И еще о винтокрылых машинах Ка-52. "Аллигаторы", как и другие боевые вертолёты, оснащены приборами ночного видения и тепловизорами, поэтому экипаж может наносить удары по противнику не только ночью, но и в сильный туман. Вертолёты оснащены управляемыми ракетами "Вихрь" с дальностью пуска до 10 километров, поэтому приближение вертолётов украинские войска могут не слышать.
На этом этапе операции может проявиться главная особенность Ка-52 — способность разворачиваться практически на месте. Благодарить за это нужно разработчиков КБ Климова, создавших уникальный автомат перекоса тяги и соосную схему размещения несущих винтов, которая позволяет повернуть машину на нужный боевой курс, если экипажу требуется совершить резкий манёвр или выйти на цель с той стороны, где появления ударного вертолёта никто не ожидает.
На всех войнах наши противники всегда боялись вертолётов как черт ладана. Винтокрылые Ми-24 (огневой поддержки) и Ми-8 (военно-транспортные) доставали их везде: в горных пещерах (Афганистан), густых лесах и укреплённых опорных пунктах (Чечня). За любую информацию о вертолётчиках боевики готовы были заплатить немалые деньги. Даже существовал своего рода прейскурант, согласно которому за сбитый вертолёт любому боевику полагалось вознаграждение — от 20 до 50 тысяч долларов (в зависимости от типа вертолёта). Кстати, такая практика применяется среди ВСУ и, особенно, нацбатов. Среди летчиков армейской авиации существует и печальная традиция. Прощаются с погибшими товарищами с особыми почестями.
До сих вспоминаю, как прощались с легендарным летчиком комполка Николаем Майдановым, единственным из вертолётчиков, который был удостоен званий Героя Советского Союза (за Афганистан) и Героя России (посмертно, за Чечню). Звучала траурная музыка, в небе кружили вертолёты, распушив фейерверк салюта тепловыми ракетами. Так, по традиции, пилоты прощаются с павшими в бою героями.
Боевые самолеты - неуязвимость и мощь в любую погоду
В ходе СВО значительная часть задач по поражению наземных целей успешно решается вертолётами армейской авиации. Однако, самолёты-штурмовики, работающие непосредственно над полем боя выполняют свои уникальные задачи.
Су-25 – единственный самолёт штурмовой авиации как в военной авиации Российской Федерации, так и в вооруженных силах Украины. С самого начала специальной операции Су-25 активно используется обоими сторонами. Действуя на малых и предельно малых высотах в условиях современного боя, с достаточно насыщенными комплексами ПВО наземными войсками, ему приходится очень непросто. Потери в самолётах есть с обеих сторон.
Штурмовики Су-25 ВКС России работают в очень суровых условиях. Но их потери, в десятки раз ниже, чем у Су-25 ВВС Украины. Положительно сказывается полное господство в воздухе нашей истребительной авиации, наличие корректировки и наведения с земли и воздуха, и передача данных на самолёты, что стало возможным благодаря тому, что российские штурмовики несколько раз модифицировались, в том числе и с учётом боевого применения в Сирии.
Несмотря на возраст конструкции и наличие ударных вертолётов армейской авиации, концепция наличия самолётов штурмовой авиации по-прежнему актуальна. Возможность нести более значительную боевую нагрузку, более широкая номенклатура применяемого вооружения, большая дальность и скорость самолёта – вот основные преимущества самолёта-штурмовика в сравнении с ударными вертолётами.
Однако, и это особенно видно именно при боевых действиях в условиях европейского театра военных действий, необходимо появление нового реактивного штурмовика в штурмовой авиации России. Изобретать велосипед не нужно. Ещё в конце ХХ века был создан, по сути дела, новый реактивный штурмовик. Им стал Су-25Т, созданный на основе конструкции Су-25 УБ. В нём были устранены недостатки классических Су-25 – увеличилась дальность полёта, установлено более мощное и совершенно БРЭО (Бортовое радиоэлектронное оборудование летательных аппаратов), увеличена номенклатура применяемого вооружения. Правильность реализованных решений подтвердило участие нескольких самолётов, выпущенных небольшой серией, в контртеррористических операциях на Кавказе.
К сожалению, концепция модернизации Су-25, взяла верх над запуском в большую серию штурмовиков Су-25Т. Основываясь на опыте боевого применения штурмовой авиации и не только её в боевых действиях спецоперации на Украине, по мнению специалистов, необходимо строить большой серией и принимать на вооружении Су-25Т. Сделать это необходимо, доработав и модернизировав его конструкцию с учётом появления как новых элементов БРЭО, так конструкцию планера с учётом появления новых композитных материалов.
Также необходимо оснастить самолёт гермокабиной. Это позволит лётчикам выполнять задачи более эффективно даже в равнинных условиях. Для уменьшения потерь от мобильных ЗРК комплексов ещё в Афганистане высоту полётов штурмовиков ограничили по высоте повысив "нижний потолок" до 4,5 – 5 км. Однако, это сильно повлияло на точность и эффективность штурмовых ударов. Отчасти сейчас, в ряде случаев, это можно компенсировать современным высокоточным оружием. Но его нести обычные Су-25 не могут. Су-25Т уже можно оснастить БРЭО, в том числе и контейнерного типа, позволяющим применять высокоточные современные боеприпасы.
Стоимость за один самолёт Су-25Т, конечно, будет выше чем стоимость Су-25, но всё равно будет ниже чем у тактических бомбардировщиков и истребителей бомбардировщиков, которые часто привлекаются к действиям на малых высотах и несут от этого, выполняя несвойственные им функции, неоправданные потери.
Задействованы и уникальные истребители МиГ-31. Эти всепогодные машины способны находиться в воздухе практически постоянно и при необходимости наносить удары сверхточным оружием. Эти самолеты только недавно модернизировали и на них установили самую современную аппаратуру и авионику. Самолет развивает максимальную скорость в 3000 км/ч. Для него практически нет невыполнимых задач. Сверхзвуковой перехватчик уничтожает цели на любых высотах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях ракетами класса "воздух-воздух".
На аэродроме оперативно-тактической авиации ВКС России они стоят вместе с другими истребителями в полной боевой готовности. Штурман находит цель - место базирования ВСУ. Наносит удар и буквально через 30 минут, выполнив задание, истребитель возвращается на аэродром для довооружения.
Впервые в период спецоперации были задействованы новейшие истребители пятого поколения Су-57. Об этом говорят кадры, заснятые очевидцем в Житомирской области. Российский боевой самолёт поразил объект ВСУ перед мостом, скорее всего укрепленный блокпост. Это первый задокументированный случай применения самых современных боевых машин в составе ВКС на Украине.
Примечательно, что Су-57 задействовали в качестве бомбардировщика, хотя он является классическим истребителем, пусть и многофункциональным. Учитывая, что противником на Украине активно применяются переносные зенитно-ракетные комплексы, полеты Су-57 на столь низких высотках могут быть опасными, ведь ракета того же "Стингера" имеет инфракрасную (тепловую) головку самонаведения. С другой стороны, российские конструкторы не раз указывали на то, что новейший истребитель оборудован надежным бортовым комплексом обороны, основанным на РЭБ. Возможно, Су-57 получил полную неуязвимость от ПЗРК противника и поэтому безо всякой опаски работает с небольших высот.
Более того, стратегические ракеты Х-101 начали активно применять на Украине. В Сети появились видео, на которых показано применение на Украине стратегических крылатых ракет большой дальности Х-101 класса "воздух-земля". Это указывает на начало активного применения этих боеприпасов, носителями которых являются стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС ВКС России. Первым боевым применением этих боеприпасов стала война в Сирии. Ту-160 и Ту-95МС нет никакой необходимости приближаться к воздушному пространству Украины. Они могут, взлетев со своих аэродромов, сразу осуществлять пуски ракет по нужным целям. Затем быстро осуществлять посадку на ВПП, пополнять боекомплект и запас топлива, и повторить все это столько раз, сколько понадобится.