Александр Васильев: На Украине вымирают "динозавры" от политики, и за одесским Трухановым будут другие

Подписывайтесь на Ukraina.ru
В начале декабря были предъявлены подозрения предпринимателю Борису Кауфману и его бизнес-партнеру Александру Грановскому, которым принадлежит одесский аэропорт, ряд гостиниц и табачная компания TEDIS.
На днях к списку второго «одесского дела» прибавились первый заместитель городского головы Одессы Михаил Кучук, и.о. вице-мэра — руководитель аппарата исполкома Олег Брындака и вице-мэр — директор департамента финансов Светлана Бедрега. Им вменяют создание преступной организации и взяточничество.
О том, кто эти люди, почему они получили подозрения именно сейчас и кому следующему ждать подобных обвинений в коррупции, в интервью изданию Украина.ру рассказал бывший депутат Одесского горсовета, историк Александр Васильев.
— Александр, кто эти люди, получившие подозрения, чем известны?
— Всё это замы действующего мэра [Геннадия] Труханова (занимает пост городского головы Одессы с 27 мая 2014 года. — Ред.). Первый в этом списке господин Кучук — это крупная теневая фигура одесской власти последних десятилетий.
В свое время политика в Одессе определялась конфликтом нескольких фигур, одной из которых был бывший мэр Одессы Эдуард Гурвиц (занимал пост мэра Одессы в 1994−1998 гг. и в 2005−2010 гг. — Ред.). Он имел активные связи с чеченскими террористами и сепаратистами, украинскими националистами, Корчинским, всякими запрещенными в России УНА УНСО*, а также имел откровенно мафиозные коррупционные связи.
И господин Кучук был его правой рукой в части организации бизнес-схем. Основной сферой их совместных интересов и деятельности было строительство, девелопмент. Это один из главных источников дохода одесского олигархата, и Кучук был тем человеком, который умел в этой схеме получать коррупционную ренту.
После того как Гурвиц потерпел поражение с приходом президента Виктора Януковича, многие соратники Гурвица преследовались по поводу коррупционных или криминальных дел, а Кучук этого избежал, он уехал в Киев и там нашел себя в команде киевской мэрии, занимаясь аналогичными вещами.
Позже он вернулся в Одессу уже при Труханове, с которым также прекрасно нашел общий язык, поскольку основной сферой бизнес-интересов Труханова также было строительство. Поэтому такой человек как Кучук, конечно же, ему очень пригодился. Он стал, скажем так, финансовым локомотивом.
Второй человек в списке тех, кому сейчас предъявлены обвинения — это заместитель Труханова, госпожа Бедрега. Она — уникальная фигура для одесского политикума: свой пост зама руководителя финансового департамента она занимает аж 20 лет!
Это очень способный экономист, человек, который виртуозно разбирается в бюджетном финансировании, в муниципальных финансах, она выросла практически со школьной скамьи в этой тематике, и основное ее профессиональное становление произошло в 90-е годы, а с 2002 года она заняла этот пост в администрации. И это в тот период, когда в Одессе бушевали коррупционные войны, которые сопровождались заказными убийствами.
На работу госпожу Бедрегу взял мэр Одессы Руслан Боделан (занимал пост городского головы с 1998 по 2005 гг. — Ред.). После «оранжевой революции» он убежал в Россию, потому что его преследовала «оранжевая» власть и мэром снова стал Гурвиц. Вся команда Боделана разбежалась, кроме госпожи Бедреги, которая вошла в новую администрацию. Гурвица сменил господин [Алексей] Костусев, в буквальном смысле кровный враг Гурвица. Поясню, Костусев — это родной отец ныне известного политического деятеля Алексея Гончаренко (известный симпатиями к националистическим идеям депутат Верховной Рады Украины от партии экс- президента Петра Порошенко «Европейская солидарность». — Ред.).
Так вот госпожа Бедрега осталась в администрации Костусева, и когда уже и он был отстранен от власти, и на пост мэра пришел Труханов, она снова сохранила рабочее место.
Все ее работодатели враждовали, а Бедрега осталась на своем посту. Она — финансовый супермен в юбке. Основная ее сверхспособность— оформление коррупционных потоков таким образом, чтобы к документам невозможно было придраться с точки зрения антикоррупционных органов.
И я уверен, что госпожа Бедрега просто перекусит этих американских наймитов, которые сейчас там изображают борьбу с коррупцией в НАБУ и САП. Американцы набрали каких-то мальчиков и девочек, чтобы они строили украинских олигархов, но я уверен, что они просто не подкопаются к документам за подписью Бедреги, хоть весь архив вынесут, хоть 200 обысков проведут. Но это если будут действовать по закону, а не по беспределу.
И, наконец, третий зам Труханова, который попал в уголовное дело, господин Брындака. Это фигура техническая, я бы сказал, что этого человека можно считать своеобразной тенью Труханова.
Чтобы было понятно, в период Майдана, когда Одесса потеряла городского голову, и Костусев был отстранен от власти и покинул страну, то до следующих выборов в мае 2014 года городом управлял в качестве секретаря горсовета как раз Брындака.
Очень интересный бэкграунд у этого человека, он в каком-то смысле мой коллега, закончил тот же исторический факультет (Одесского университета. — Ред.), что и я, но начал свою трудовую деятельность в Службе безопасности Украины (СБУ), то есть он был сотрудником СБУ прежде чем стать депутатом, политиком. Совершенно очевидно, что у него в этом учреждении должны быть обширные связи. Как они будут задействованы в этой ситуации — посмотрим.
В отличие от откровенного упыря Кучука или очень техничной и грамотной мадам Бедреги, этот человек… я лично считаю его порядочным и не думаю, что за ним есть какие-то реально серьезные коррупционные дела, просто в качестве технической фигуры, которую использовал мэр, он так или иначе был участником тех схем, которые одесская власть всегда — при любом мэре — осуществляла.
И это не особенность Одессы, любое городское хозяйство на Украине так или иначе построено на подобных схемах, просто Одесса — очень лакомый кусок, и борьба с коррупцией в ней — только повод.
— Почему обвинения предъявлены сейчас?
— Сейчас самое удобное время для подобных акций. Дело в том, что Труханов и его команда — это такой «мамонт» или «динозавр», который еще не вымер. На Украине произошло вымирание таких «динозавров».
Господин [Геннадий] Кернес (бывший мэр Харькова, умер от последствий коронавируса в статусе градоначальника в декабре 2020 года. — Ред.) уже в могиле. Львовский мэр господин [Андрей] Садовой, который в свое время — до Майдана — считался едва ли не самым популярным прозападным политиком на Украине и пользовался огромным авторитетом, для него сейчас сохранение поста львовского мэра — предел мечтаний.
И в команде Труханова нет людей, которые всерьез были бы завязаны на Владимира Зеленского и его «Слугу народа». Там нет людей, которые были завязаны на Порошенко, на каких-то националистов, даже по большому счету нет людей, которые завязаны на пресловутых грантоедов, то есть чисто на британскую и американскую агентуру. Все эти силы всегда предпочитали с одесской властью договариваться.
Потому что всегда висел дамоклов меч нелояльности Одессы Киеву, а сейчас, в условиях специальной военной операции (СВО), когда регионом руководит бывший глава Айдара (Максим Марченко. — Ред.), по сути, боевик, уже проблем с этим нет.
Сейчас, когда город частично находится без света, тепла и воды, и это не прибавляет жителям пророссийских настроений, в Киеве считают, что это удобный повод избавиться от символов, связанных с Россией, таких, как памятник Екатерине II и от тех элит, которые так или иначе позиционировались как лояльные России. Оправданно или не оправданно — дело второстепенное, но используя СВО Киев проводит вот такую идеологическую и политическую зачистку.
— История ссоры Зеленского с мэром Киева Виталием Кличко выглядит похоже…
— Да, Кличко — это тоже один из островков старой политической системы, он политик крупнее масштабом, чем Труханов и вся одесская компания, но, безусловно, люди Зеленского будут добивать старые элиты во всех городах, где бы они ни были, включая тот же самый Львов.
Садовому надо приготовиться. Следующим после того, как окончательно решат вопрос в Киеве с Кличко, вопрос в Одессе с Трухановым, следующим, у кого обнаружат коррупцию, да и вообще все что угодно вплоть до тайных связей с Россией, это будет мэр Львова.
Единственный шанс для Садового сохранить свой пост — это как-то выйти из юрисдикции Киева, тогда у него будут шансы.
— Как это возможно?
— Сейчас время такой геополитической турбулентности, что возможны любые сценарии, в том числе утрата или, наоборот, прирастание различных государств различными регионами. Результаты сложатся по итогам боевых действий, именно они в конечном итоге определят будущую политическую географию этой части Европы.
Поэтому при определенных раскладах Садовой может остаться мэром Львова, а Львов — выйти из-под юрисдикции Киева. А может быть и наоборот: украинский Львов сохранится, а Садовой свой пост утратит.
* Организация признана экстремистской, ее деятельность запрещена в России.
"Украинские националисты хуже немцев". Умер польский космонавт, выживший в Волынской резне
Рекомендуем