Телеграм-канал «Рыбарь», проведя собственный анализ ситуации, полагает, что с конца ноября можно говорить о срабатывании накопительного эффекта разрушении единой энергосистемы Украины.
Целями российских ударов были трансформаторные подстанции, на которых выводились из строя трёхфазные автотрансформаторы 330/110 кВ и однофазные автотрансформаторы 750/330 кВ. Также повреждалось другое оборудование — высоковольтные выключатели, линейные разъединители, трансформаторы тока и напряжения.
В отдельных редких случаях наносились удары по общеподстанционным постам управления (ОПУ). Подтверждённые факты поражения генерирующих мощностей нам неизвестны.
Таким образом, воздействие на энергетическую систему было выборочным, с тем чтобы её можно было сравнительно просто восстановить.
По мнению «Рыбаря», система нанесения ударов выглядела следующим образом:
1. Удары по узловым высоковольтным подстанциям.
Цель: получить материал для анализа последствий для всей системы и затраченного времени для восстановления.
2. Удары по подстанциям в крупных городах и зданию «Укрэнерго» для ограничения диспетчерского управления.
Цель: создание временных трудностей с энергоснабжением и ввод графиков веерных отключений.
3. Изоляция трёх оставшихся АЭС от энергосистемы страны.
Аварийно остановлены Хмельницкая АЭС и один энергоблок Ровенской АЭС. Центр и запад остались без электроснабжения. Ужесточены графики отключений.
4. Удары по ОПУ крупных электростанций и самим электростанциям, повторные удары по узловым подстанциям.
Временный коллапс энергосистемы, острый дефицит электроэнергии. Импорт электроэнергии из Польши и Румынии. Постоянные внеплановые аварийные отключения.
5. Методичное выбивание оставшихся подстанций и электростанций, которые тянут на себе электроснабжение потребителей по всей стране.
Продолжается сейчас.
Несмотря на все проблемы, в целом ситуация стабилизируется.
Во-первых, генерирующие мощности не повреждены, Украина остаётся энергоизбыточной страной.
Во-вторых, принимаются меры для защиты наиболее важных точек. На уцелевших объектах идёт строительство заграждений, наращивается система ПВО. Со временем эффективность ударов по энергосистеме ещё более снизится.
В-третьих, ведётся восстановление повреждённых объектов, но тут всё плохо: национализация «Запорожтрансформатора» вряд ли что-то даст, поскольку производство давно остановлено. Вообще же, трансформаторы на 110, 330, а тем более 750 кВ — продукция штучная. Запасов их не держат, производство занимает существенное время.
Исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук вообще считает, что на полное восстановление всех повреждённых энергообъектов понадобится до двух лет. И то всю энергетическую инфраструктуру страны восстанавливать не будут, а сосредоточатся на создании новых объектов. Причём дело, как мы понимаем, даже не в том, что многие объекты устарели, а в том, что нынешней Украине такая мощная энергетика и не нужна — её строили под другое население и другое производство.
В-четвёртых, обсуждается идея перевода страны на отдельные «острова», питаемые ближайшей электростанцией. Вероятно, именно с этим связан сброс воды на каскаде днепровских ГЭС — так-то их использовали для манёвра в часы пик, а тут пришлось включать, не дожидаясь восстановления объёма водохранилищ. По имеющейся информации профильные институты анализируют возможность восстановления малых ГЭС там, где уцелели плотины (например, на реке Тетерев в Житомире).
В-пятых, рассматривается вариант импорта электроэнергии из Европы и привлечение плавучих турецких электростанций.
Анализ от «Рыбаря» дополняет канал «Открытая Украина». На бытовом уровне многие обзавелись генераторами — магазины купили бензиновые на 2,5–8 кВт, супермаркеты купили дизель-генераторы на 20+ кВт, а предприятия покупают мощные генераторы по 100–1000 кВт.
При цене солярки 50–55 грн. цена киловатта на таких генераторах будет составлять от 15 до 20 грн. Но можно купить солярку у военных ещё дешевле. Для сравнения: облэнерго продают бизнесу электричество по 6–7 грн/кВт, а с Нового года собираются поднять чуть ли не в два раза, и тогда на дизель-генераторах будет жить дешевле.
Ситуация на железных дорогах, в соответствии с анализом «Рыбаря», следующая:
1. Объекты железнодорожной инфраструктуры подвергаются только единичным ударам. Это позволяет противнику бесперебойно обеспечивать переброску армейских подразделений и их снабжение вдоль всей линии соприкосновения.
2. Объём пассажирских перевозок практически не сократился: более того, продолжается пассажирское движение из прифронтовых городов: до сих пор ходят поезда из Краматорска, вновь налажено пассажирское ж/д сообщение с Херсоном и Изюмом.
Отметим, что по сравнению с довоенным периодом и с периодом эвакуации и реэвакуации пассажиропоток существенно упал. Поездов ходит меньше и в них меньшее количество вагонов.
3. Объём грузовых перевозок сократился из-за общих проблем с экономикой Украины и остановкой многих промышленных предприятий. В основном перевозят топливо, уголь и зерно.
Сокращение объёмов перевозок привело к возникновению общего резерва локомотивов (в первую очередь электровозов), которыми при необходимости возможно усилить нужное транспортное направление.
4. Удары по объектам энергетики прекращают энергоснабжение отдельных линий, приводят к отключению систем автоблокировки, связи, нарушают работу обслуживающих предприятий железной дороги.
Однако на крупных станциях с электрифицированными железными дорогами создан резерв тепловозов: это позволяет минимизировать задержки при прекращении энергоснабжения. На участках постоянного тока практикуется движение сплоткой тепловоз — электровоз, что позволяет существенно сократить время перевозок.
Правда, часто-густо используются маневровые тепловозы, в том числе изъятые с предприятий (например, несколько тепловозов УЗД получила с внутренних линий остановленной «Криворожстали»). Они, правда, не рассчитаны на такие условия эксплуатации, и уже возникают проблемы с их ремонтом и обслуживанием (особенно со старыми ЧМЭ3).
5. Несмотря на то что системные удары по мостам не наносились, до сих пор не восстанавливались железнодорожные мосты в Черкассах, под Николаевом в п. Трихаты, в Затоке под Одессой и Вознесенске.
Резюме
Воздействие российских ударов на транспортную и энергетическую системы Украины следует рассматривать как ограниченное. Под раздачу в основном попадает мирное население (по состоянию на сейчас оно скорее обозлилось), но военные перевозки и промышленность пострадали только в очень малой степени.
Если предполагать, что цели ударов были политические, то явного эффекта тоже нет — поставки российского продовольствия и удобрений разблокированы только в малой степени, на переговоры администрация Зеленского пока не идёт.
В ночь на 12 декабря президент Украины получил от Джозефа Байдена заверения в том, что ему будет предоставлена помощь в виде оборудования для трансформаторных подстанций и системы ПВО.