Остальные расходы, по словам Шмыгаля, тянут на себе западные союзники Украины. Ранее министр финансов Украины Сергей Марченко утверждал, что Украина за счет своих собственных доходов финансирует лишь треть бюджетных расходов, а остальные две трети предоставляют иностранные спонсоры и кредиторы.
Иными словами, Киев ведет боевые действия явно не по средствам, и функционирование украинского государства зависит от щедрости западных партнеров, что фактически лишает его остатков суверенности.
Однако в капиталистическом мире вложение средств всегда производится с расчетом на получение прибыли в будущем. Если крупные банкиры и осуществляют какую-нибудь благотворительность, то лишь с целью снижения налогов, то есть увеличения прибыли. Максимальный куш для западных спонсоров — это возможность ослабить РФ, а также разграбить ее природные богатства. Но и поколениям украинцев придется расплачиваться за нынешнюю помощь десятилетиями. Попробуем разобраться, кто и на каких условиях предоставлял Киеву помощь в уходящем году.
Кильский институт мировой экономики (Kiel institute for world economy) подсчитал, сколько в долларовом эквиваленте помощи Киеву оказывали другие страны в этом году. Данные — на конец ноября. Всего таковых спонсоров оказалось 40 стран, то есть около 25% от общего количества членов ООН. Преимущественно, это европейские страны, а также союзники США из других регионов — Австралия, Южная Корея, Новая Зеландия. Поступала помощь также от Индии и Китая, но в незначительном количестве. Кроме того, есть еще помощь от международных организаций, банков и частных бизнесменов. Среди внешних кредиторов Украина огромные суммы сейчас должна собственникам евробондов, которые она активно выпускала, а это около 22,5 миллиарда долларов. В целом внешние долги «размазаны» до 2035 года, но с пиковыми выплатами в 2024 году. И в следующем году в бюджете прописана такая же тенденция — набирать новые кредиты.
Пальма первенства в финансировании Киева принадлежит США. Вашингтон оплачивает или кредитует Украину в два раза больше, чем все остальные доноры вместе взятые. И, как говорится, кто девушку ужинает, тот ее а танцует. Иными словами, условия существования Украины в дальнейшем, как и уровень жизни украинцев, будут определять и навязывать в Вашингтоне.
США предоставили в этом году Киеву $ 27,6 миллиардов военной помощи, 9,5 млрд — гуманитарной и 15,2 млрд — финансовой. Итого: 52,3 млрд. Как мы видим, США делают упор именно на военные поставки. По данным исследователей из Киля, 80% полученных Украиной после 24 февраля вооружений поставили США. На втором месте — Великобритания, на третьем — Польша.
США пока еще глобальный экономический лидер, поэтому даже самые крупные затраты на Украину для них не столь существенны, как для бедных союзников, а если точнее, составляют 0,2% ВВП США. Больше всего в процентном отношении потратились Латвия (0,9% ВВП), Эстония (0,8%) и Польша (0,5%) — страны, занимающие наиболее воинственную и русофобскую позицию. Учитывая, что экономика этих стран тоже дотируется США, то и здесь мы имеем опосредованную помощь США и Великобритании.
Западноевропейские страны пока были не столь щедры, за что часто подвергались критике со стороны США. В конце ноября американское издание The Los Angeles Times сетовало на «несправедливость» расходов, которые тянут США. По мнению Вашингтона, США должны сконцентрироваться на военной помощи Украине, а ЕС с Великобританией — на экономической, поскольку «неравенство в распределении бремени, если его оставить без внимания, может породить злобу» [между союзниками по НАТО].
«Военная поддержка Украины, даже учитывая важную роль, которую сыграли некоторые страны НАТО, в частности Великобритания, предоставившая ей 1,5 миллиарда долларов, по сути, была американской операцией», — пишет Los Angeles Times.
В Киеве возлагали особые надежды на выделение от ЕС 18 миллиардов евро помощи, которые на днях заблокировала Венгрия. Западноевропейцев сейчас пугают тем, что в случае коллапса украинской энергетической системы и военных поражений, миллионы украинских беженцев хлынут в Европу, а содержать их будет стоить еще дороже. ЕС уже сейчас не справляется с теми украинцами, которые там оказались.
Большая часть средств Киеву выделяется в долг, но условия кредитования, сроки и проценты Киев засекретил. Уже к началу 2022 внешний долг Украины достиг 65% ВВП. К ноябрю он превысил годовой ВВП.
Итого каждый украинец, включая младенцев, уже должен $ 7 000 кредиторам. Но это учитывая расчеты на 42 миллиона и население территорий до 2014 года. Если же принять во внимание, что миллионы украинцев уехали из страны, а ряд регионов вышли из состава Украины, тогда на оставшихся ложится двойное бремя, то есть можно говорить о $ 14 000 на душу населения как минимум. Такую сумму средний украинец не зарабатывает за год, даже если будет питаться одним воздухом. Проще говоря — долг неоплатный, а украинцы уже отдают кредит своими жизнями за интересы кредиторов.
Украинский политолог Михаил Чаплыга пишет, что страну перестают кредитовать, когда стоимость ее ресурсов превышает сумму долга. «Страна принадлежит не электорату, а кредиторам. Запомните это. Запомните и то, что кредитуют только до тех пор пока у вас есть ликвидные ресурсы их оплатить. Это как в ломбарде золотые сережки по 3 грн. Итого, грубо говоря, из 100 ликвидных грн у нас уже 104 грн кредитов. Долг равен годовому ВВП», — пишет Чаплыга, подчеркивая, что кредиторы уже владеют украинцами.
С другой стороны, сами западные страны и их союзники набирают кредиты поверх годового ВВП. У Японии соотношение годового ВВП к сумме долгов — 264%, у Греции — 177%, Италии — 142%, США — 122%, Франции — 112%. Для сравнения, у РФ только 17%.
Однако развитые западные страны могут себе позволить накапливать долги выше годового ВВП, благодаря своему положению в нынешней мировой экономической структуре. Благодаря тому, что в мире сохраняется повышенный спрос на долговые обязательства США, Вашингтон просто постоянно рефинансирует предыдущую задолженность, продавая новые облигации. В случае с Украиной, где существует высокий риск невозвращения долгов, требуется давление со стороны США на покупателей и инвесторов, которые откупаются за какие-нибудь свои преференции, покупая украинские облигации. В США Украину будут кредитовать, похоже, не только с прицелом на ее ресурсы, так как в этом случае кредит был бы закрыт.