"Стрижи" против стратегической авиации. Что показали авиадиверсии на российских аэродромах

Удар ВСУ по базам стратегической авиации в Саратовской и Рязанской областях произвёл на общественность крайне неприятное впечатление. Но речь не о впечатлениях, а о причинах и выводах.
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Тем более, что нанесены удары были устаревшими реактивными беспилотниками ещё советской разработки — Ту-141 «Стриж» (в некоторых источниках пишут о Ту-143 «Рейс», но это ошибка — дальность полёта таких аппаратов всего 180 км).
Разработанный под руководством Георгия Гофбауэра и Леонида Куликова Ту-141 совершил первый полёт в 1974 году. Длина аппарата — 14 м, масса — 5,4 тонны.
БПЛА предназначался для разведки на расстояние в несколько сот километров (дальность 1000 км) с околозвуковой скоростью (до 1100 км/ч). Он оснащался фото- и инфракрасными камерами. Аппарат, по сути, не управляемый: он летит по заданному маршруту, при штатном использовании — кольцевому. Посадка осуществлялась с помощью парашютной системы. Передача данных по радио не предполагалась — после посадки плёнку надо было забрать и проявить.
Авиация ВСУ без поддержки Запада была бы уже уничтожена - экспертВ боеготовом состоянии в арсенале ВСУ к началу спецоперации было порядка 150 самолётов, заявил в интервью изданию Украина.ру директор центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберёзкин
В 1979−1989 годах на Харьковском авиазаводе было выпущено 152 таких аппарата. Сколько их находится в составе ВВС Украины неизвестно, но использовались они именно в качестве разведчиков, а не мишеней, как в ВКС РФ. В 2012 году Ту-141 был снят с вооружения.
В 2014 году БПЛА были возвращены в войска и применялись для разведки над территорией ДНР и ЛНР (благо при отсутствии нормальной системы ПВО эти устаревшие аппараты были вполне функциональны). Тогда же было принято решение об их модернизации. По информации, опубликованной Алексеем Рогозиным, на Ту-141 установили современные цифровые системы управления и навигации.
Сейчас использование Ту-141 как фоторазведчика уже неактуально, потому применяется он для вскрытия системы ПВО, а также как самолёт-снаряд.
Именно оснащённый зарядом взрывчатого вещества (по оценкам — от 40 до 120 кг). БПЛА разбился 10 марта в столице Хорватии Загребе. Перед этим он прошёл через воздушное пространство Румынии и Венгрии, был обнаружен системами ПВО, но специального внимания не удостоился. Летит? Ну и пусть себе летит. Значит, так надо.
Кстати, от территории Украины до Загреба — около 560 км. До потери управления летел он, вероятно, в направлении острова Змеиный. Впрочем, не исключалась версия, что это сознательная провокация с целью втянуть НАТО в конфликт на территории Украины — европейцев пытались убедить, что аппарат российский, хотя в России они сняты с вооружения ещё в середине 2000-х.
Появлялись украинские Ту-141 и над Россией: 29 июня и 3 июля БПЛА такого типа были сбиты под Курском, а 14 сентября «Стриж» упал в районе села Кендже-Кулак Туркменского района Ставропольского края. В последнем случае пострадало шесть человек — упавший аппарат загорелся и взорвался, правда так и осталось непонятным, шла ли речь о взрыве топливных баков или заряда взрывчатого вещества.
5 декабря на аэродромах «Дягилево» (Рязанская область) и «Энгельс-2» (Саратовская область) были повреждены самолёты Ту-22М3 и Ту-95МС, а также топливозаправщик. Три человека убиты, четверо ранены. Телеграм-канал «Военный осведомитель» выложил фото из «Дягилево», на основании которого делается вывод о том, что Ту-22 может быть легко восстановлен (правда, непонятно, как фото с военного аэродрома вообще попало в сеть; есть версия, что его вбросили специально, дабы показать незначительность ущерба).
По официальной версии, «Стрижи» около российских аэродромов были именно сбиты, а повреждения нанесены упавшими обломками. В это можно поверить, учитывая, что нанесённые разрушения были сравнительно незначительными.
Интересно то, что удар по энергетической инфраструктуре Украины вечером 5 декабря никак не мог быть ответом на удар по аэродромам — подготовка к вылетам продолжается несколько часов. Скорее уж украинская атака должна была сорвать вылет самолётов стратегической авиации.
Василий Стоякин: кто онЖурналист, политолог, политтехнолог, социолог, публицист, автор сайта Украина.ру
Почему для вылетов дальней авиации используются только два аэродрома, местоположение которых хорошо известно, тоже не секрет. Телеграм-канал Аtomic cherry пишет:
«В Российской Федерации больше нет аэродромов, инфраструктура которых подходила бы для обслуживания самолетов такого класса на регулярной основе. Есть ряд аэродромов, способных принимать стратегические бомбардировщики на дозаправку, но не обеспечивать их функционирование в течение длительного времени — поэтому рассредоточить самолеты физически невозможно.
Предполётное обслуживание, например, Ту-160 занимает в общей сложности несколько суток, требует большого количества квалифицированного персонала и специализированного оборудования. В советское время это не доставляло больших сложностей, нодля современной России массовая организация подобных процессов слишком сложна и дорогостояща.
Более того, вкладывать ресурсы в расширение инфраструктуры стратегической авиации никогда не планировалось по причине полного отсутствия целесообразности. Российская стратегическая авиация — это в первую очередь элемент престижа, она давно не является полноценным военным инструментом. Это набор глубоко устаревших самолетов и не менее устаревших авиационных вооружений, созданных под доктрины и задачи, реализация которых невозможна вот уже более 30 лет как по ряду объективных причин.
…Ровно по той же причине задачи нанесения ударов по украинской инфраструктуре были делегированы именно стратегическим бомбардировщикам (хотя изначально наносились преимущественно ВМФ): их ресурс в ближайшие годы всё равно будет исчерпан, запасы авиационных крылатых ракет старых типов огромны и не востребованы».
Потому и ущерб от нанесения этого удара находится преимущественно в сфере престижа.
Во-первых, российские системы ПВО не смогли предотвратить нанесение ударов украинскими БПЛА на расстояние около 650 км.
Тут, правда, есть много вопросов. Насколько можно судить, воздушное пространство России со стороны Украины не перекрыто полностью РЛС и комплексами ПВО. Их положение, а также маршруты самолётов ДРЛО А-50 известны благодаря данным американской космической разведки, передающимся Украине (хотя удары по территории России НАТО официально «не благословляет»). Кроме того, модернизированные БПЛА (снабжённые, например, аппаратурой GPS) могли лететь на малой высоте, что ещё более осложняет их обнаружение и поражение.
Во-вторых, несмотря на печальный опыт ударов противника по российским аэродромам в Сирии, Крыму и на территории Украины, меры по рассредоточению, маскировке и защите самолётов стратегической авиации предприняты не были. Несмотря на требования устава.
Тут, в общем, работают те же негативные факторы, что и во всей российской армии.
С одной стороны, выстроенную в линеечку технику проще обслуживать, но, главное, о ней проще отчитываться — всё же российская армия больше готовилась к парадам, чем к войне.
Курский губернатор сообщил, что под Курском сбили украинский БПЛА Ту-141Губернатор Курской области Роман Старовойт 29 июня в своём Telegram-канале сообщил, что сбитый под Курском БПЛА был украинским Ту-141, произведённым ещё в советское время
С другой стороны, многим военным чинам трудно вообще осознать, что СВО — это полноценные боевые действия, а не торг за зерно с элементами боевой подготовки.
В-третьих, нанесён удар обычными средствами поражения по компоненту стратегической триады.
Ущерб незначителен, а сам компонент — третьестепенный, но сама возможность вывода из строя стратегических ядерных сил ударом высокоточных обычных вооружений подтверждена.
А это ведь один из возможных сценариев начала глобальной войны, не допуская ядерной эскалации, вполне открыто разрабатываемый в западных штабах.
Рекомендуем