Пока президент США Джо Байден и его супруга Джилл участвовали в церемонии открытия рождественских ёлок в последний день осени, комитет сената по иностранным делам проводил слушания, посвящённые рассмотрению кандидатуры на должность посла США в РФ.
Должность остаётся вакантной почти три месяца с тех пор, как Джон Салливан был вынужден покинуть Москву из-за тяжёлой болезни жены, подчеркнув, что решение о сложении полномочий не связано ни с политикой нынешней американской Белого дома, ни со специальной военной операцией России на Украине.
С чем едет в Москву новый американский посол
Итак, Байден предложил возглавить дипмиссию в Москве нынешнему послу США в Армении Линн Трейси, в жизни которой Россия занимает важное место. Москва уже выдала ей агреман, теперь назначение должен утвердить американский сенат.
«Если я буду утверждена, положение граждан США, задержанных в России, будет одним из моих приоритетов. Я буду обращать внимание и приложу свои усилия для поддержки здоровья и благополучия каждого гражданина США, задержанного в России.
Я буду тесно работать с Вашингтоном по мере того, как администрация продолжает взаимодействовать с российскими властями с целью вернуть домой Пола Уилана и Бриттни Грайнер. Я также буду добиваться освобождения по гуманитарным соображениям Марка Фогеля», — заявила Трейси в ходе слушаний.
В июне Вашингтон направили Москве предложение об обмене российского предпринимателя Виктора Бута, отбывающего 25-летний срок в тюрьме Мэрион, на двоих американских граждан: бывшего морского пехотинца Пола Уилана, осуждённого в РФ на 16 лет за шпионаж, и двукратную олимпийскую чемпионку по баскетболу Бриттни Грайнер, приговорённую к 9 годам за контрабанду и хранение наркотиков.
Однако Россия добивается обмена в формате «2 на 2», и консультации по этому вопросу продолжаются.
Преподавателя англо-американской школы, бывшего сотрудника посольства США в РФ Марка Фогеля, задержанного в августе 2021 года в аэропорту Шереметьево с 17 граммами марихуаны, Химкинский городской суд приговорил к 14 годам колонии строгого режима. Госдепартамент США просил РФ освободить его по состоянию здоровья (мужчина страдает от болей в позвоночнике и перенёс несколько операций), а сторона защиты ходатайствовала о замене реального срока на условный.
Сенаторы спросили Трейси, что Джон Салливан говорил ей об общении сотрудников посольства США в РФ с российскими должностными лицами, есть ли возможность проведения встреч и консультаций.
«Он рассказал мне о некоторых каналах, но довольно ограниченных каналах связи. И ещё у меня сложилось впечатление, что некоторые из тех людей, с которыми он разговаривал, общаются с должностными лицами США, которые работают здесь, в Вашингтоне», — ответила Трейси.
Российская сторона неоднократно выражала готовность к диалогу с Соединёнными Штатами, но именно американцы сделали всё, чтобы свести двусторонние отношения практически к нулю. Москве же оставалось только принимать контрмеры, от чего США, как они сами признавали, испытывают серьёзные проблемы, в том числе в плане функционирования своих дипломатических учреждений в РФ.
«Уже во время моего пребывания на посту заместителя посла в Москве (2014−2017 годы. — Ред.) мы наблюдали серьёзное сужение каналов связи, Россия избегала многих встреч с нами. Но я думаю, что мы должны были продолжать делать одно — спрашивать, выяснять и смотреть, где мы можем расширить каналы связи.
Так что я, конечно, намерена продолжать заниматься этим с целью выяснить, что это может дать. И Салливан поделился со мной информацией о каналах, которые ему удалось сохранить.
...Очень важно вести себя профессионально в разговорах с российскими должностными лицами, а также быть откровенным и говорить без обиняков. Считаю, что есть способ, позволяющий гарантировать, что нет неверного понимания. Однако это нелегко», — заявила Трейси.
У потенциального посла США в РФ сенаторы поинтересовались, в каких областях американские интересы наиболее уязвимы для асимметричных ответных действий России.
«Что касается асимметричного поведения, то отчасти оно сказывается на работе нашей миссии, — подтвердила дипломат. — Мы видим, что Россия оказывает крайне пагубное и негативное влияние в таких регионах, как Африка, где мы не всегда можем дать простой ответ. И в этом случае вспоминаются такие группы, как ЧВК "Вагнер"».
Несмотря на стремление расширить двусторонние каналы связи между США и РФ, Трейси выступает за дальнейшее ужесточение антироссийских санкций, в частности снижение доходов РФ от продажи энергоресурсов.
«Как я понимаю, мы проводим консультации по всему миру. Я, конечно, участвовала в некоторых из них в Армении относительно соблюдения санкций. Думаю, что мы продолжаем призывать крупнейших потребителей российских энергоносителей присоединиться к нам. Но это всё, что я знаю об этих консультациях», — сказала она.
Кроме того, дипломат намерена приложить все усилия для снижения зависимости Штатов от поставок российского урана, которые она назвала «стратегической уязвимостью».
Один из ключевых вопросов российско-американских отношений на сегодняшний день — ситуация вокруг Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).
РФ отменила запланированное на 29 ноября — 6 декабря заседание Двусторонней консультативной комиссии СНВ-3, пообещав представить новые даты проведения мероприятия.
По словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, из выступлений американских чиновников следовало, что делегация США едет в Каир для того, чтобы продавить возобновление инспекций в рамках Договора, а не для обсуждения российских озабоченностей.
Для Москвы на Двусторонней консультативной комиссии вопрос о возобновлении инспекционной деятельности не имеет приоритетного значения, у неё есть целый блок других вопросов к США, связанных с имплементацией договора.
«Мы рассматриваем договор как инструмент стабильности. В центре внимания администрации находилось возобновление инспекций в рамках договора. Это не подарок России, это право, которое у нас имеется в целях имплементации договора. Эти инспекции очень важны. Разумеется, у России есть некоторые из тех же самых прав.
...Президент США Джо Байден заявил, что его администрация готова к обсуждению нового механизма в сфере контроля над вооружениями, который заменит новый ДСНВ (так США называют СНВ-3. — Ред.) после его истечения в 2026 году.
Но нам нужно, чтобы Россия разрешила возобновить инспекции, согласно договору, прежде чем мы сможем вести диалог о том, что будет дальше», — заявила Трейси.
Как отметил ранее посол РФ в США Анатолий Антонов, Штаты фактически заблокировали для России возможность проведения инспекций в рамках СНВ-3 за счёт введённых ограничений: отсутствие нормального авиационного сообщения России с США, закрытие американскими союзниками воздушного пространства для пролёта российских самолётов, проблемы с получением транзитных виз для членов инспекционных групп и лётных экипажей.
«Соединённые Штаты и Россия, будучи двумя ведущими ядерными державами в мире, несут особую ответственность. Это включает в себя отказ от безрассудного бряцания оружием, поддержание каналов связи с целью снижения ядерных рисков и выполнение обязательств согласно ДСНВ и другим договорённостям в сфере контроля над вооружениями», — подчеркнула Трейси.
Как Россия перевернула жизнь Трейси
О России дипломат знает не понаслышке. Получив степень бакалавра советологии в Университете Джорджии и выучив русский язык, Трейси переехала в Москву, где прожила с 1987 по 1990 годы.
«В молодости у меня был очень хороший опыт: я видела, как начиналась перестройка, как Россия — тогда это был Советский Союз — становилась более открытой страной. Можно сказать, что этот опыт повлиял на мой выбор профессии: Россия сделала меня дипломатом!», — заявила она в 2017 году.
В 1994 году Трейси поступила на дипломатическую службу в Госдепартамент США и отправилась в загранкомандировки в страны Центральной и Южной Азии, а спустя 20 лет вернулась в Москву — в качестве заместителя посла США в РФ, коим тогда был Джон Теффт (ранее руководивший американскими дипмиссиями в Грузии и на Украине).
На этот период — с 2014 по 2017 годы — пришлось обострение российско-американских отношений из-за референдума в Крыму и Майдана на Украине. Сразу после назначения она совершила целое турне по российским регионам, расположенным не в центральной части страны, чтобы выяснить настроения определённых категорий населения: оппозиционеров, предпринимателей, студентов, политологов, представителей гражданского общества. Причём действовала практически под прикрытием.
Во Владивостоке 29–31 октября 2014 года американский дипломат провела встречу с местными бизнесменами в резиденции генерального консула США за закрытыми дверями, на которой пыталась донести тезис о том, что якобы Америка ввела против России санкции обоснованно, в ответ на нарушение ею международного права на Украине, но в будущем, несмотря на сложные времена, РФ и США смогут наладить экономические отношения.
Трейси не делала никаких официальных заявлений по итогам визита, более того, убегала от журналистов в аэропорту.
В 2015 году она посетила Якутск. И вот что написали местные СМИ: «Послы США (генеральный консул США во Владивостоке Эрик Холм-Олсен, его помощник по политико-экономическим вопросам Виктория Бутылева, начальник отдела безопасности генконсульства Майкл Сестаро и Линн Трейси. — Ред.) мыкались по всяким закоулкам Якутска, не будучи допущены в деловые круги. И единственная нормальная встреча состоялась в клубе "Ротари". Тема заседания: "Роль народной дипломатии в современности"».
По Екатеринбургу в 2016 году заместитель посла США в РФ передвигалась на Gelandewagen без регистрационных номеров и с тонированными стёклами, от журналистов, с которыми женщина не хотела общаться, машина скрылась в подземном паркинге отеля Hayatt, но позже Трейси всё же пришлось ответить на пару вопросов журналистов после экскурсии по Ельцин-центру.
В ходе визита она побывала на ужине в резиденции генконсула США в Екатеринбурге Маркуса Микели, встретилась с местными чиновниками, европейскими дипломатами, работающими в городе, и уральскими промышленниками.
В Челябинске в 2015-м Трейси повидалась с руководителем фонда «За природу» Андреем Талевлиным, признанным Минюстом РФ иностранным агентом, известным оппозиционными взглядами и, как выяснилось, получавшим финансирование от Штатов. Однако беседовали они не о природе и погоде, а об Украине.
«Необходимо признать существование достаточно глубоких разногласий между Россией и США по украинской ситуации», — заявила тогда американский дипломат.
В Бурятию американские дипломаты приезжали дважды, в 2017 году они встречались с местными оппозиционерами, в частности с основателем движения «Эрхэ», бывшим лидером бурятского отделения молодёжной фракции партии «Яблоко» Доржо Дугаровым, который высказывался в поддержку украинских националистов и был привлечён к ответственности за публичную демонстрацию нацистской символики.
Вскоре после общения с Трейси и её коллегами мужчина уехал в США и получил политическое убежище.
После завершения командировки в Москве Трейси работала старшим советником по делам России в Бюро по делам Европы и Евразии Госдепартамента США.
Трейси многие годы замыкала «кольцо анаконды» вокруг России
Остальная часть дипломатической службы Трейси связана с Центральной и Южной Азией, причём преимущественно с постсовестскими соседями России.
В 1995−1997 годах она работала в пакистанском Пешаваре.
В 1997–2000 годах — в Киргизии, после чего вернулась в Вашингтон, где в 2000–2001 годах была сотрудником Управления специального представителя Госдепартамента США в новых независимых государствах.
В 2001–2002 годах — референт по Грузии, после командировки в Афганистан в 2002–2003 годах становится референтом по Казахстану в Вашингтоне в 2003−2004 годах и отправляется на долгое время на работу за рубеж — в Казахстан в 2004–2006 годы, в Пакистан — в статусе главы американского консульства в 2006–2009 годы (где на неё совершили покушение, по завершении командировки получила награду «За проявленный героизм» от Хиллари Клинтон, бывшей тогда госсекретарём США) и в Туркменистан как заместитель посла США в 2010–2011 годах.
В 2012–2014 годах Трейси в Вашингтоне работает заместителем помощника госсекретаря США по Центральной Азии в Бюро по делам Южной и Центральной Азии Госдепартамента, затем до 2017 года находится в Москве, а в 2019-м назначена послом США в Армении.
Трейси прикладывала максимум усилий, чтобы оторвать республики Центральной Азии от России и сблизить со Штатами. Так, в результате её деятельности в Туркменистане открыли представительства крупные американские компании Chevron, ExxonMobil, Jeneral Electric, Case.
Дипломат выступала в поддержку проектов, способных связать страну с Западом.
На международной конференции «Нефть и газ Туркменистана — 2012» заместитель посла США заявила: «США поддерживают проект строительства Транскаспийского трубопровода, по которому ведут переговоры Туркмения, Азербайджан и Евросоюз. США придерживаются мнения, что если Туркмения и Азербайджан придут к соглашению о трубопроводе, который пересекает только их территориальные воды, то ни одна другая страна не может наложить вето на это решение».
Газопровод должен связать Туркменистан с Азербайджаном с последующим транзитом энергоносителей в Европу, с октября 2021 года проект заморожен, но ходят разговоры о возобновлении его реализации.
В период работы Трейси заместителем помощника госсекретаря США по Центральной Азии произошло потепление отношений между США и Узбекистаном, тогда же Ташкент объявил о выходе из ОДКБ, в которой состоял вместе с Россией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией и Таджикистаном.
Создание зоны нестабильности вокруг российских границ — вот чем американские чиновники занимаются на протяжении многих лет, замыкают «кольцо анаконды», и Трейси сыграла в этом не последнюю роль.