Тем не менее, украинская пропаганда не перестанет раскачивать ситуацию вокруг ядерного объекта
"Я работник ЗАЭС, мне удалось выехать из города, на данный момент нахожусь в городе Ужгород, я писал на имя президента НАЭК (украинский "Энергоатом" – Прим.ред.) о денежной помощи в размере 6,500 [гривен], я могу знать, когда их начнут платить?", – такой вопрос поступил в чат-бот телеграм-канала "Запорожская АЭС. Росатом".
Ответ был кратким: "Никогда. Руководство НАЭК, Петр Котин а также украинские власти обманули работников Энергоатома. Компенсация не выплачивается". Беглому сотруднику атомной электростанции рекомендовали обратиться в украинский суд. "Но скорее всего иск не примут, – предрекали админы телеграм-канала. – Так как нет никаких документальных обязательств НАЭК, кроме вранья и пустых обещаний в СМИ (…). Вас обманули".
Автор жалобы про недополученные "гроши" оставил Энергодар, скорее всего, не по семейным обстоятельствам, а, как и многие, под давлением эмоциональной накрутки со стороны Украины. Тот же Котин, глава "Энергоатома" в эфире украинского телевидения заявил, что российские войска "готовятся к уходу" с Запорожской АЭС, хотя и говорить об этом, по его словам, рано.
Украинский телеграм-канал, транслирующий повестку Киева населению Энергодара, тоже порассуждал про "освобождение" Энергодара. "Сегодня немало каналов начали анонсировать подготовку к "жесту доброй воли" (так саркастически называются отступления российских войск – Прим.ред) из Энергодара, ссылаясь на предположение президента Энергоатома". Но, как отметил пропагандистский ресурс, "никаких шагов к подобным жестам" не наблюдается.
Власти Энергодара не просто опровергли фейки про оставление Запорожской АЭС, но и объяснили людям, что именно говорит об отсутствии таких намерений. Ссылаясь на источник из Росэнергоатома, в сообщении приводились детали, которые давали понять – российская администрация не собирается покидать город: "Мы приняли решение, несмотря на непосредственную угрозу жизни занятого на этих работах персонала, приступить к восстановлению открытого распределительного устройства (ОРУ) Запорожской ТЭС".
Восстанавливать распределительное устройство приходится, так как поставки электроэнергии, идущие с украинской стороны, постоянно и регулярно прекращаются. Из-за этого уже не раз электрическое снабжение АЭС приходилось переводить на аварийные дизельные генераторы. Попытки вернуть в строй ОРУ сопровождались прицельными ударами артиллерии ВСУ по месту проведения работ.
Для подачи тепла в дома два энергоблока АЭС переводятся в режим горячего останова, отметил советник гендиректора "Росэнергоатома" Ренат Карчаа. К тому же, персонал станции постепенно переводится на договоры с новой российской компанией "Эксплуатирующая организация Запорожская АЭС".
Но принятая в середине ноября резолюция Совета управляющий Международной организации по атомной энергии (МАГТАЭ) призывала Россию прекратить все действия на ядерных объектах в бывшей УССР. Российская дипмиссия при международных организациях в Вене охарактеризовала этот документ как "непрофессионально составленную", "выходящую за рамки мандата Агентства" и "содержащую фактологические ошибки".
Как заявил постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов, МАГАТЭ убедилось в том, что Запорожскую АЭС обстреливают украинские войска, но не замечает этого факта под давлением Вашингтона. "Никто и никогда эту станцию не милитаризовал (…). Там нет армейских подразделений, там есть Росгвардия (...) и небольшое подразделение войск РХБЗ (радиологической, химической и биологической защиты – Прим.ред.)", — подчеркнул дипломат.
Ульянов также указывал на то, что Россия никогда не предпринимала агрессивных действий в отношении Запорожской атомной электростанции.
Член главного совета администрации Запорожской области, председатель движения "Мы вместе с Россией" Владимир Рогов в комментарии изданию Украина.ру также обратил внимание на то, что все действия российской администрации указывает на намерение обустраивать жизнь Энергодара, а не оставлять город.
"На атомной станции четыре блока находятся в холодном останове, два – в горячем останове. Батареи в энергодарских домах станут ну не горячими, но теплыми точно. Решение о ремонте ОРУ было принято коллективно, потому что ведутся обстрелы, люди работают с риском для жизни, они должны понимать, на что и для чего идут. Только резервное обеспечение АЭС даст возможность подачи электричества из российской энергосистемы, чтобы мы не зависели от украинского рубильника", – уточняет собеседник издания.
По словам Рогова, переоформление договоров сотрудников станции, после чего они становятся работниками российской компании, сопровождается и массовым получением гражданства России в Энергодаре. А в городе все так или иначе связаны с АЭС. "Заявлений на получение паспортов с орлом – несколько тысяч. Они обрабатываются по мере имеющихся возможностей, так бы российских граждан было бы намного больше", – добавляет член главного совета администрации Запорожской области.
"Никто с АЭС не уходит, и не собирается. Есть созидательная работа, которая и отмечает русский мир. Что касается напряжения в социальных сетях – истории с оставлением Харьковской области и Херсона сильно напугали людей. Доверия нам, России, они не сильно добавили. А доверие – самый ценный ресурс, который нам помогает воевать и побеждать", – заключает Рогов.
По его словам, "многие люди на освобожденных территориях написали обращения в Следственный комитет, ФСБ, другие правоохранительные органы по поводу слов [депутата Государственной думы Константина] Затулина из-за того, что тот назвал землю России, в том числе и Запорожскую область, спорными территориями".
"Нас одолевают масса людей: Что же мы не русские? Мы не Россия? Вообще, этот подход – судить по гражданству, по месту рождения человека внутри советских границ, просто вреден. Давайте судить так же и о Затулине, он родился в Батуми. Получается, он грузин на самом деле по этой логике", – делится представитель власти негодованием жителей Запорожской области.
Гарантией безопасности Запорожской АЭС будет передвижение линии фронта на запад, отмечает Рогов. "Все остальное – полумеры. О планах выдавить Россию с Запорожской АЭС под крышей международных организаций на Украине говорили вслух еще летом. Так прямо и вещали: а потом мы заменим любую международную вывеску собой, и получим обратно станцию", – напоминает он
Оснований надеяться на то, что МАГТАЭ и другие международные организации "прозреют", признают, что это украинская артиллерия бьет по АЭС и создает угрозу для огромных территорий, нет, считает Рогов. "Там представлены преимущественно как раз те страны, которые дают Украине и Зеленскому оружие и деньги, те страны или зависимые от них. Рассчитывать, что они будут непредвзято разбираться, не стоит", – развеивает иллюзии он .
"Администрация Запорожской области правильно успокаивает людей. Да, есть досадные вещи, вроде Херсона. Но война должна идти, как это целесообразно с точки зрения армии. Если командир считает, что надо оставить территории для сбережения жизней солдат, то значит, так и должно быть", - высказывает мнение один из лидеров запорожской "Русской весны", а ныне офицер народной милиции Донецкой народной республики Артем Тимченко.
Есть, конечно, странные договоренности отдельных политиков, которые сбивают с толку, уточняет собеседник издания. "Но эти люди понесут самое суровое наказание, когда в стране начнется очищение после победы, – уверен офицер. – Вопрос в том, какую цену мы заплатим. Там, где можно было вернуть свое с дисконтом, мы можем переплатить, а то и оставить щедрые чаевые "партнерам". Этого хотелось бы избежать. В конечном счете все будет, как надо – у огромного государства за планом А, будет план Б, и если надо, то дойдет то плана Я или Z. Будет и план А-два, А-три, если потребуется".
Никто не сомневается, что победит Россия, отмечает Тимченко, в этом не сомневаются ни враги, ни друзья.