Кстати, о ней…
Украинский литературный мир в ноябре потряс скандал: известная писательница Оксана Забужко, которая отправилась в Краков для получения престижной литературной премии имени Станислава Винценза, вызвала волну негодования у польских националистов. Активисты ультраправой организации MŁODZIEŻ WSZECHPOLSKA ворвались на презентацию с портретами лидеров украинских националистов – Степана Бандеры и Романа Шухевича с перечеркнутыми лицами.
"Бандера – вон!", "Нет бандеризации!" - кричали польские националисты, обвиняя писательницу в оправданиях преступлений, как ни странно, украинских националистов. Всему виной недавно вышедшая статья информационного портала Polonia Christiana, в которой было сказано, что Забужко "известна тем, что релятивизировала историю геноцида, устроенного украинскими шовинистами против поляков во время Второй мировой войны, а также неоднократно заявляла, что рассказы о Волынской резне – несправедливы и манипулятивны, а убийства на Волыни – несуществующая кривда…".
Власти Кракова, организаторы премии и видные польские писатели, ничего не имеющие против украинского национализма, разумеется, постарались извиниться за неприятный инцидент, но общественный резонанс польским правым удался.
16 сентября 2022, 16:13История
"Пацификация". Как бандеровцы получили аргумент для оправдания "Волынской резни"Сама Забужко, по иронии судьбы, родом с Волыни, из Луцка, и в украинском литературном пространстве считается самой "женской" писательницей, поднимающей актуальные женские темы, и специализирующаяся на исключительно женской психологической лирике.
Известная участница Оранжевого Майдана, с начала спецоперации она многократно призывала украинцев, "повернуться, наконец, лицом" к "настоящей украинской истории", и "бросить такие бессмысленные и пагубные затеи, как поиск хороших русских".
Что же издается в последние годы?
По большому счету, немногое, что не отражало бы государственную идеологию. Практически, вся литература стала обслугой нацисткого украинского режима.
Безусловно, выходят исторические романы Софьи Андрухович и пьесы Павла Арье, бесчисленные сборники детских сказок и рассказов, романтические новеллы Ирены Карпы, но…
В конкурсах и международных премиях участвуют "остро социальные" произведения, зачастую никому неизвестных авторов.
С началом СВО и окончательным ужесточением цензуры (хотя, казалось, ну куда уже сильнее?!), все эти произведения наполнены откровенно пропагандистским содержанием, а побеждают в Европе, США и Канаде те, что написаны ветеранами "АТО" и прочими "причастными" к конфликту активистами.
Одна из подобных литературных новинок этой осени – роман журналистки Анастасии Пики "Последнее дело журналистки Крониной".
Уже во вступительной главе автор дает понять – роман построен на альтернативной исторической реальности в духе украинского Института национальной памяти: речь идет о "кровавой войне, развязанной не во время Евромайдана, а в Средневековье", а российская власть, по ее мнению, доказывает свою ненависть к украинской национальной идентичности, продемонстрированную впервые в 1168 году…
"По сюжету, главная героиня Алена Кронина – молодая украинская журналистка – попадает на работу в строго цензурированную и полностью подконтрольную пророссийскому спонсору киевскую редакцию…" - сказано в аннотации.
Сложно представить, где отыскала героиня в Киеве "пророссийскую" редакцию, да к тому же со строгой цензурой, однако, в течение романа она строит блестящую карьеру, "воюет с кремлевской пропагандой", работает в Верховной Раде, и…
Да, она становится шпионкой MI6. Вот так откровенно и просто, будто бы невзначай, писательница перечеркивает все свои громкие слова о "демократической журналистике", произнесенные в каждом интервью.
Сама же автор романа действительно успела поработать во многих киевских изданиях, в украинском парламенте, а теперь переехала в Лондон. Остается только догадываться, что в ее романе выдумка – романы с депутатами Рады, былые симпатии к Януковичу, или британская разведка?..
О конфликте и немного о людях
Необычным для украинской литературы последнего времени можно назвать роман психотерапевта Владимира Станчишина "Эмоциональные качели войны", также участвующий во многих премиях и конкурсах.
"Это время такое насыщенное и концентрированное, что нам нужно очень много сил и энергии, чтобы справиться с самим контекстом всего, что происходит", - заявляет автор, и в этом с ним сложно поспорить.
Скрупулёзно и последовательно, академически научным языком Станчишин рассматривает чувства гражданского населения во время конфликта и боевых действий, в непосредственной близости к ним, и в глубоком тылу.
Мимоходом, между строк, разумеется, упоминает он "героическую" оборону завода "Азовсталь" неонацистами из "Азова"*, и, в то же время, призывает своих читателей – спастись в кризисные времена можно лишь помогая друг другу и друг друга поддерживая.
Вот так, играя со смыслами и фактами, писатель-психотерапевт одновременно предлагает украинцам спасение, и в очередной раз повторяет тезисы "единого телемарафона" власти, исключившего в последние месяцы даже вероятность появления оппозиционной мысли.
Станчишин играет на эмоциях, чередуя сухой "научный" текст баюкающего психолога, необходимые нарративы, и что-то человеческое, узнаваемое. Что-то на простом языке – "во дворе сидела и плакала от страха моя соседка", "у меня закончились слова, потому что я потерял контроль над своей жизнью", "все вокруг безнадежно мечтали о праздниках"…
Примерно в той же манере манипуляций и жонглирования смыслами перед украинцами с первого дня СВО выступает авантюрист Арестович, неизвестно откуда взявшийся, неизвестно чем зарабатывающий, но получивший "почетное" звание "успокоительного" спикера. И совсем уже не важно, что он говорит, и много ли правды в его словах. Главное – голос, тон, гипноз. Только не начинайте думать, придется просыпаться.
*Организация признана террористической в РФ