Все увидели, что Украина — нацистское государство, бандеровское, в котором применяются методы гестапо, методы СС, что это теперь общепринятые методы управления населением и страной, считает председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
Об этом она рассказала в интервью изданию Украина.ру.
— Лариса Виленовна, начнем с плохого. Репрессии и расстрелы. Репрессии против пророссийских, условно пророссийских, сотрудничавших с Россией или просто граждан, на которых соседи решили донести в Херсоне. Насколько велик масштаб этих репрессий и почему уехали не все, кому они угрожали?
— Нужно сказать, что последние месяцы Украина демонстрирует звериное отношение к тем людям, которых она считает пророссийскими. В Николаеве идут повальные задержания, повальные аресты, обвиняют в пророссийских взглядах, в распространении «пророссийских нарративов» людей пожилого возраста, женщин за семьдесят лет и т. д. Им лепят уголовные дела.
Что же говорить о Херсоне, который находился под контролем России на протяжении восьми месяцев? Конечно, там очень много людей работали в органах муниципальных, в коммунальных, занимались образованием, здравоохранением и т. д. И все они сегодня находятся под ударом.
К сожалению, очень многие жители Херсона не восприняли серьезно угрозу политических расправ. Это уже даже не преследование — это расправы, которые сегодня творят на территории Херсона украинские власти, пользуясь полной безнаказанностью.
С человеческой точки зрения это объяснимо. У меня было много товарищей, много знакомых или в Херсоне — в отличие от Николаева, который был под обстрелом, или Запорожья, в которое тоже прилетало, — в Херсон хоть тоже прилетало, но несопоставимо, там была более-менее спокойная гражданская жизнь. Линия военного соприкосновения самая близкая находилась в 30 километрах, это Посад-Покровское, а Берислав, Снигиревка — это 50−60 и больше километров от Херсона.
Из-за этого жители Херсона не ощущали себя каким-то прифронтовым городом. Это сыграло очень злую шутку, негативную — в том, что немало жителей, которые могли бы опасаться за свою судьбу, остались. В общем, говорят, что выехало около 115 тысяч жителей Херсона. Это очень большая цифра для Херсона, потому что мы знаем, что много людей уехали и раньше.
— Половина от оставшихся.
— Да, это примерно половина от оставшихся. Но мы видим, что, например, в Харьковской области хватают людей, чуть ли не служащих МВД, которые несли службу уже во время контроля России над этой территорией. И в Херсоне, по всей вероятности, многие остались, потому что у многих жителей Херсона еще были иллюзии относительно мягкой, вялой украинской власти, которую они наблюдали на протяжении многих лет.
Ведь политические репрессии, которые на самом деле уже были на Украине с 2014 года, они многими не замечались. Если у тебя под боком никого не бьют, не расстреливают и не сажают в тюрьму — тебе кажется, что этого не происходит.
— Грубо говоря, это в другом квартале происходит, это уже не воспринимают.
— Да. Но сегодня жители Херсона столкнулись с жестокой реальностью, и эта реальность поражает не только тех людей, которые остались, но и нас.
— К каким последствиям это может привести? Может это повлиять на психологию тех, кто остался, тех, кто в дальнейшем будет находиться на территориях, подконтрольных России, по мере освобождения новых территорий?
— Я не думаю, что это положительно скажется на настроениях в пользу России. Люди, которых сейчас хватают, над которыми сейчас издеваются, убивают, все равно в какой-то степени чувствуют, что и Россия тоже несет ответственность за их судьбу. Единственное, что можно сказать, что люди сейчас воочию увидели, что Украина это не просто нацистское государство, бандеровское — это государство, в котором применяются методы гестапо, методы СС, что это — общепринятые методы управления населением и страной.
— Раз уж мы заговорили о тех, кто уехал, это действительно огромная цифра, но есть беженцы и есть вынужденные переселенцы. Многие эту грань и разницу не понимают — между этими двумя категориями в Российской Федерации. Существует огромное количество проблем и нюансов, с которыми сталкиваются эти люди. Раз мы про Херсон говорили, начнем с паспортизации. Очень много чего недоступно без получения российского паспорта — это и помощь, и работа, и прочие нюансы. Хотя, казалось бы, они уже являются гражданами РФ согласно букве и духу закона. Однако на местах многие до сих пор этого не воспринимают. Нюансы по паспортам, работе, по медицинским полисам, даже по оформлению детей как граждан РФ. Какие с этим проблемы?
— По оценкам ООН, на территорию России с февраля этого года въехали около трех миллионов человек, это очень большая цифра. Причем, в эту цифру они не включили людей, которые переселились из Херсона и из Херсонской области.
Статус у этих людей разный. В июле этого года вышел указ президента РФ под номером 440, который определил упрощенный порядок получения российского гражданства всеми гражданами Украины. Это был колоссальный шаг вперед.
Этот указ касался на тот момент жителей ДНР и ЛНР, жителей Запорожской и Херсонской областей и всей Украины. Но после проведения референдума и после включения четырех новых субъектов в состав Российской Федерации статус жителей поменялся — они по факту стали гражданами Российской Федерации.
Им уже не нужно подавать на прием в гражданство, они уже являются гражданами. Им нужно подавать на выдачу паспорта фактически, который узаконит их статус как российских граждан. Существуют и разъяснения по этому поводу на сайтах МВД, и здесь, например, говорится, что со дня принятия в Российскую Федерацию, 30 сентября, ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на этот день на этих территориях, или ранее постоянно проживавшие на указанных территориях и выехавшие в РФ, в том числе через территории третьих государств, а также их несовершеннолетние дети приобретают гражданство Российской Федерации в результате признания их гражданами Российской Федерации при условии принесения присяги гражданина РФ.
Это все сводится к тому, что теперь жителям Херсонской, Запорожской областей не нужно подавать, как в Москве в Сахарово, они должны подавать в любое миграционное управление, отделение по месту проживания или пребывания заявление для получения российского паспорта.
Но, безусловно, учитывая очень большие масштабы переселения, учитывая количество людей, которые вынужденно выехали из Херсонской области в результате последних действий, миграционные службы оказались к этому явно не готовы. Очень большое количество нареканий и жалоб на работу миграционных служб.
Паспорт Российской Федерации должен получаться в очень сокращенные сроки. Там нет такого регламента, когда вы подаете на гражданство, — и до трех месяцев может проходить проверка. Там человек сдает и полисы, и справки, сертификаты медицинские, и все остальные документы, и заявление проверяется спецслужбами. Здесь человека просто документируют как гражданина РФ.
К сожалению, многие миграционные службы не знают о том, что так нужно проводить, и я бы им посоветовала зайти на сайт МВД — там есть подробное разъяснение, как человек должен действовать, когда он приходит в миграционную службу, на что он должен опираться.
Если кого-то интересует, я в своем телеграм-канале уже размещала ссылки на эту информацию. На днях снова дам ссылки на эти разъяснения. Те, кому нужно, могут зайти и посмотреть.
— Есть ли какая-то телефонная горячая линия по этим вопросам, потому что большое количество новых граждан, не все умеют пользоваться интернетом, не все могут спокойно зайти на сайт и ознакомиться с этим всем.
— Конечно, есть горячая линия МВД. Но, к сожалению, я не знаю горячей линии миграционных служб, которые давали бы конкретные ответы на чисто технические вопросы, с которыми сталкиваются переселенцы. Эту проблему надо решать.
— Банально буклеты с телефонами можно выдавать людям: здесь вам помогут, сюда по этим вопросам, сюда по этим. Почему я так заостряю внимание на вопросах излишней бюрократизации — потому, что многим требуется лечение уже вчера. А пока они не получат полис ОМС, который не выдают, пока не получишь паспорт, в данном случае, они не могут получить медицинские услуги и не могут поддерживать нормальную жизнь. Кажется, тут тоже дополнительные меры должны быть, чтобы по паспорту с пропиской — украинскому, ДНР и ЛНР или другому выдавались эти полисы.
— Нужно распоряжение социальных служб и Министерства здравоохранения, которое бы позволяло получить временный медицинский полис для переселенцев из Херсонской, Запорожской областей, ДНР и ЛНР, которые в отсутствие паспорта (РФ. — Ред.) оказались фактически без медицинской помощи. Они вынуждены за деньги обращаться в медицинские заведения. А многие — диабетики, сердечники… Для них это вопрос выживания.
Эту проблему нужно решать. К сожалению, охватить все тонкости, все стороны жизни каждого переселенца, оказалось чрезвычайно сложно тем людям, которые принимают решения о законодательном уровне поддержки переселенцев из Украины.
Но все же я хочу сказать тем, кто очень негодует или сердится на то, что слишком забюрократизирована процедура получения российского гражданства.
Миграционное законодательство в России очень жесткое, очень тяжелое, и те беженцы из Украины, которые прибежали в Россию в 2014−2015 годах, столкнулись с этим, испытали на себе. Ведь тогда срок получения гражданства РФ растягивался на 5−7 лет, и каждый год надо было подтверждать доходы, и каждый год нужно было подтверждать место регистрации. Это было мучительно, не сопоставимо с тем, с чем сталкиваются сегодня люди.
Я хочу призвать всех, когда вы обращаетесь в миграционные службы за помощью в оформлении паспорта — относитесь к этому как к обращению в стоматологию. Это неприятно, это очень для многих тяжело, потому что нам трудно пережить эту бюрократическую равнодушную среду, которая пытается оттолкнуть. Нам и вам всем нужно добиться своего.
Вы должны знать свои права, вы должны понимать, что вы уже является гражданами Российской Федерации, обладаете всеми правами граждан Российской Федерации. Как граждане Российской Федерации, вы имеете на получение паспорта, право на получение документов на ребенка и т. д.
Безусловно, нужно ставить вопрос о том, чтобы паспортизация, оформление паспортов этим людям проходило как можно быстрее, именно для того, чтобы они получали полис.
Многие говорят, что мы теперь не можем оформить статус беженца или временного убежища, потому что нас же не считают беженцами. Да, конечно. Но нужно сказать, что и статус временного убежища не выдавали в течение нескольких дней. Получение статуса временного убежища тоже растягивалось на недели и месяцы. Поэтому нельзя сказать, что беженцам было лучше.
То, что сегодня жители Херсонской, Запорожской областей и Донбасса имеют право и возможность получить паспорта как граждане РФ — является большим благом и облегчением.
Для многих будет существенным то, что они имеют право и на получение пособий… Если они находятся на территории РФ, то жители пенсионного возраста могут подавать на ежемесячное пособие в размере 10 тысяч на человека и на пособие для детей до 18 лет, в размере четырех тысяч рублей.
Это на самом деле немалая помощь для многих беженцев и переселенцев, и я тоже у себя на телеграм-канале опубликую ссылки на эти указы, которые позволяют обратиться за этой помощью, получать ее и не чувствовать себя обязанным.
Это государство помогает. Это не чиновник из своего кармана выдает пособие. Вы должны понимать, что вы не просите какого-то чиновника помочь. Государство приняло решение оказывать поддержку лицам пенсионного возраста, детям переселенцев и т. д. Причем на это пособие имеют право не только жители Херсонской, Запорожской областей, ДНР и ЛНР, но и жители любого региона Украины, которые переехали сейчас на территорию РФ.
— А как быть с огромным количеством беженцев из Харьковской области? И в Белгородской области, и по России их более чем достаточно.
— Не только из Харьковской. Я знаю очень многих граждан Украины, бежавших в Россию через третьи страны. Естественно, выехать в Россию через российско-украинскую границу невозможно. Люди из Николаева, Одессы и Запорожья и других областей — ехали в Молдавию, из Молдавии в Польшу, через Польшу ехали или в Белоруссию, оттуда выезжали в Россию. Некоторые заезжали в Россию через Турцию.
Это не играет никакой роли — они все равно считаются беженцами из Украины. Этих граждан, жителей Харьковской, Николаевской, Одесской областей, из любого региона Украины, всех касается указ №440, по которому любой гражданин Украины имеет право на получение российского гражданства.
Да, нужно подавать сразу на гражданство. Это тоже очень большое облегчение — не нужно получать регистрацию временного проживания (РВП), вид на жительство (ВНЖ) — можно сразу подавать на гражданство. Но это не автоматическое получение, они не являются гражданами РФ по факту. Они подают на получение гражданства. Там срок несколько месяцев, в общей сложности два-три месяца. Они должны сдать медицинские сертификаты, это тоже несложно, но требует некоторого количества денег.
И уже не просто как жители Херсонской или Запорожской областей показать свой украинский паспорт, его ксерокопию сдать, но им нужно нотариально заверенный перевод на русский язык этого документа, нотариально заверенный перевод свидетельства о рождении.
То что гражданам Украины теперь можно избежать полностью этапов получения РВП, ВНЖ — это огромное облегчение. Я думаю, что уже очень многие люди воспользовались этим указом №440 по которому каждый гражданин Украины имеет право на получение российского гражданства. Но для этого нужно иметь миграционную карту.
Когда человек въехал, независимо от того, через какую страну он въехал, у него есть на руках миграционная карта. Фактически она является одним из первых документов, который нужен для подачи на российское гражданство.
В этом указе специально оговорено то, что можно подавать по месту пребывания, то есть если у вас есть миграционный учет, место регистрации. Или — в отсутствие регистрации — по месту фактического проживания. То есть фактически вы можете не иметь регистрации на территории РФ, а по месту фактического проживания подавать на гражданство.
К сожалению, мне приходят сигналы, что во многих миграционных службах это вообще не воспринимают — как это у вас нет миграционного учета, нет регистрации, зачем тогда вы нам здесь, подавайте в другом регионе. Специально для таких нерадивых чиновников в этом указе прописано, что можно подавать в отсутствие регистрации по месту фактического проживания. Если какой-то чиновник считает себя выше президента РФ, он может не учитывать текст этого указа, но в целом — нужно этот указ тыкать им в лицо.
— Предусмотрено ли наказание для подобных чиновников, которые фактически своими действиями дискредитируют и президента, и Российскую Федерацию?
— Я не являюсь официальным российским менеджером или управленцем, и я не отвечаю за чиновничий аппарат. Лично я считаю, что такие наказания нужно обязательно вводить. И нужно обязательно обращаться с жалобами как минимум в вышестоящие инстанции на действия такого чиновника, который не выполняет указы президента Российской Федерации.
— Еще одна проблема. В Москве за окном минус. Скоро похолодает и на юге, в новых регионах. Отопительный сезон — но нет стопроцентной уверенности в том, что освобожденные территории, присоединенные территории к нему подготовят. Надо ли готовить специальные пункты для тех, кто уехал из-за холода, для того, чтобы как-то собирать и обогревать этих людей. Когда в квартире минус — комфортная жизнедеятельность невозможна. Я не только про Донецк, Мариуполь, но и про другие города, поселки, куда рука государства может просто не дотянуться.
— Ситуация там тяжелейшая. В Мариуполе сейчас очень трудно. Сейчас централизованное отопление — да, ставят там котельные модульные, временные, которые отапливают какие-то районы. Но мы же знаем уровень разрушений в Мариуполе, он просто катастрофический. Безусловно, очень многие жители остаются пока без тепла.
Очень сложная ситуация в Донецке и в близлежащих городах. Не потому, что нет газа, электричества — там нет воды. И это тоже колоссальная проблема. Как мне объясняют некоторые техники, они говорят о том, что в отсутствие воды многие умельцы делают краники на батарее и сливают оттуда воду для того, чтобы воспользоваться ею как технической.
Но ведь эта проблема вообще очень легко решается. Подкрашивается эта вода синькой, и эту воду нельзя будет использовать даже в технических целях. Скорее всего, это просто повод, потому что реально без воды запустить отопление в Донецке очень тяжело. И как эту проблему решать сейчас, ведь Донбасс — это же не крохотный регион, где можно было бы какими-то временными котельными обогреть. Там живут миллионы людей, и эта проблема касается их всех, это проблема огромного города.
Как эту проблему решать — безусловно, это тяжелейшая задача для системных менеджеров, управленцев государственного уровня. Я думаю, что придется действительно сделать какие-то теплопункты для обогрева населения, для пожилых людей, для тех людей, которые не могут вообще обеспечить себя хоть каким-то электричеством, теплом, у которых нет такой возможности. И там распределять места для людей, которые беспомощны и не могут себя обеспечить.
Это огромная проблема. Я надеюсь, то, что Донецкую и Луганскую области приняли в Россию, повысит уровень ответственности управленцев за судьбы населения, которое проживает на этой территории. Россия не может позволить, чтобы ее граждане на присоединенных территориях оказались в таком безнадежном, тяжелейшем, катастрофическом состоянии. Я надеюсь, что помощь будет им оказана.
Я многим людям, которые оказались в ситуации невозможности протопить свое жилье — мамам-одиночкам, многодетным — советую, если есть какая-то возможность, уехать на зиму либо в Россию к родственникам, либо переселиться в частные дома, где есть печка, где можно воду натаскать из колодца. Там намного легче, чем в многоэтажном, промерзшем насквозь доме, который невозможно протопить.