История

От Умани до Берлина. Как летчик-истребитель Тищенко стал героем Советского Союза

Подписывайтесь на Ukraina.ru
20 ноября 1916 года родился Герой Советского Союза лётчик-истребитель полковник Александр Трофимович Тищенко. В феврале 1945 года его авиазвено из 812-го истребительного авиаполка совершило с территории Польши первый разведывательный полёт на Берлин. Всего за всё время Великой Отечественной войны он сбил 21 вражеский самолёт.
Саша родился в крестьянской семье в селе Ухожа Уманского уезда Киевской губернии (ныне село Шельпаховка Христиновского района Черкасской области). Его отец погиб на фронтах Первой Мировой войны, так и не увидев сына.
Вскоре семья переехала на постоянное место жительства в соседнее село Паланки. Здесь прошли детство и юность Саши. Он на отлично окончил сельскую семилетнюю школу, среднее образование получил уже в селе Кузьмина Гребля того же Уманского района. По окончании средней школы Александр поступил на рабфак, который закончил в 1937 году.
Из Одессы на Дальний Восток
В 1938 году Тищенко призвали в Красную Армию и по спецнабору направили в Одесскую военную школу пилотов.
По окончании в 1939 году его распределили служить в Дальневосточный военный округ в 534-й Краснознамённый истребительный авиационный полк (иап) 29-й истребительной Амурской авиационной дивизии. Здесь молодой пилот проходил службу в качестве лётчика, старшего лётчика, командира звена. Вплоть до начала Великой Отечественной войны летал на самолётах И-15, И-15 бис и И-153.
Осенью 1941 года эскадрилью Александра перевели на глухой таёжный аэродром возле станции Сита в 50 км от границы с оккупированной японцами Маньчжурией. Чуть ли не каждый день лётчики писали начальству рапорты с просьбой отправить на фронт, но каждый раз им отвечали отказом, а позже и вовсе под страхом дисциплинарных взысканий запретили писать рапорты на перевод. Им объяснили, что, мол, и ваше время придёт, нужно только подождать.
Так продолжалось вплоть до декабря 1942 года.
12 декабря в числе тридцати двух летчиков 534-го истребительного авиаполка командира эскадрильи лейтенанта Тищенко направили в Саратовскую область в 8-й запасной иап переучиваться на самолёт Як-1. После переподготовки лётчиков направили на доукомплектование выведенного в тыл после тяжелых сталинградских боёв 812-го иап. Закончив переформирование и пополнение личным составом, полк вошел в состав 265-й истребительной авиационной дивизии (ИАД) 3-го истребительного авиационного корпуса (ИАК) под командованием генерал-майора авиации Евгения Яковлевича Савицкого. Корпус находился в распоряжении Ставки Верховного Главнокомандования и состоял из двух дивизий, по три полка в каждой.
17 апреля 1943 года Тищенко прибыл на Северо-Кавказский фронт.
В битве за Кубань
812-й иап обосновался на полевом аэродроме вблизи станицы Красноармейской – ему приказали прикрыть с воздуха плацдарм "Малая земля" у Мысхако. 20 апреля Тищенко совершил свой первый боевой вылет, а уже во втором сбил два вражеских самолёта: Ju-88 и Ме-109, правда, и его самого сбили. Вот как лётчик вспоминал этот свой первый бой:

"…Сосредоточиваю внимание на "юнкерсе", который идет справа. Даю газ, и "як" увеличивает скорость. До бомбардировщика метров триста. Решаю, что открывать огонь еще рано. В этот момент по моему самолету хлестнула огненная струя. Мимо! Небольшая пауза, и снова очередь. Опять мимо!

Маневрируя по направлению, стараюсь поймать в перекрестие прицела кабину стрелка. Когда мне это удается, даю длинную очередь из крупнокалиберного пулемета. Она проходит чуть выше хвоста бомбардировщика. Делаю небольшой доворот и снова нажимаю на гашетку. Вижу, как очередь прошивает кабину стрелка. Перезарядив пушку, даю несколько очередей по моторам "юнкерса". Один из них начал дымить. Порядок! Теперь еще одну очередь и...

Но вдруг бронеспинка задрожала от частых ударов, и что-то горячее обожгло мне ноги. Я повернул голову и похолодел, увидев сквозь потрескавшееся бронестекло желтый нос "мессершмитта".

Скорее инстинктивно, чем осознанно, Тищенко отвернул влево и открыл фонарь кабины, затем перевёл "як" в пике. В ушах у него стоял свист, от перепада давления голову свела резкая боль, земля стремительно неслась навстречу. Он начал осторожно выводить раненый самолет из пикирования. В глазах потемнело, лётчика сильно прижало к спинке сиденья. Наконец, удалось выровнять истребитель, но мотор уже не работал.
В голове Александра мелькнула тревожная мысль: не гонится ли за ним враг? Оглянулся по сторонам – вражеские истребители видно не было, зато над ним пронеслась пара "яков". Это Тищенко прикрывали его друзья.
Посадив самолёт на брюхо возле наших окопов, Александр благополучно добрался до своей части. Уже 2 мая 1943 года его наградили орденом "Красная Звезда".
Всего в небе Кубани с 20 апреля по 29 июня 1943 года командир 1-й эскадрильи лейтенант Тищенко сбил 4 самолёта противника лично и 1 в группе. После "Битвы за Кубань" в июне 1943 года 812-й иап вывели для отдыха, пополнения и переучивания на новый самолёт Як-9 в Липецк.
В небе Новороссии
В конце августа корпус передали в распоряжение командующего 8-й воздушной армией, обеспечивавшей наступление войск Южного фронта.
В начале сентября 812-й иап перелетел в район города Шахты, с которого принял участие в Донбасской наступательной операции, прикрывая наши войска при прорыве укрепрайона на вражеском Миус-фронте.
Меняя аэродромы каждые два-три дня, полк продвигался за войсками дальше на запад, и 26 сентября принял участие в форсировании Днепра. Истребители прикрывали наши войска и вели воздушную разведку в интересах наступавших внизу танковых и кавалерийских частей.
День в истории. 1 августа:в небе Донбасса пала смертью храбрых лучшая женщина-ас советских ВВСВ этот день в 1943 году приняла свой последний бой летчица Лидия Литвяк. Ей не было и 22 лет, а ее знала вся страна как самую результативную женщину среди летчиков-истребителей - на ее счету было 12 сбитых фашистов лично и 4 в группе. Судьба этой красивой девушки была типичной для многих ее ровесниц в СССР, а жизнь - короткой и драматичной.
При штурме Перекопа 812-й иап помогал нашим частям заблокировать немецкие войска в Крыму. Лётчики успешно срывали все планы вражеской авиации, которая пыталась нанести бомбовые удары по наступавшей Красной Армии.
Зимой 1943-1944 годов 812-й иап прикрывал войска принимающие участие в Никопольско-Криворожской наступательной операции.
Потом, весной 1944 года 812-й иап прикрывал переправу через Сиваш, участвовал в освобождении Крыма и Севастополя. За мужество и героизм приказом Верховного Главнокомандующего от 14 мая 1944 года № 0136 полку присвоили почётное наименование Севастопольский, а 10 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР – наградили орденом Красного Знамени.
Во второй половине мая полк отправился в тыл для получения новых машин Як-7 и пополнения личного состава. В дороге Тищенко на несколько дней отпросился у командира, чтобы навестить жену и дочь, которую он ещё не видел. К счастью оказалось, что его семья успела эвакуироваться из Днепропетровска и проживала в какой-то глухой деревне.
Воздушная разведка
В это же время Тищенко стали чаще привлекать для проведения воздушной разведки, которая надо сказать, являлась делом крайне опасным.
Лётчик должен был действовать в глубоком тылу противника, зачастую, в одиночку, а для того, чтобы аэрофотосъёмка была максимально эффективной – выдерживать постоянную скорость и высоту порядка 500 метров. На этой высоте вражеские зенитные автоматы работали крайне эффективно. Но мастерство Александра помогло ему избежать гибели, хотя, и нередко, машина возвращалась на аэродром только на "честном слове" и мастерстве лётчика.
Кроме того, в обязанности разведчика входило после разведки вражеского аэродрома вести штурмовую группу, которая часто состояла более чем из одного полка, атаковать обнаруженный вражеский аэродром. По законам авиации того времени, кто группу вёл, тот ею и командовал. В связи с этим нередко случалось и так, что в подчинении лейтенанта Тищенко оказывались и капитаны, и майоры, и полковники.
"Взрыв потряс машину". Под Харьковом лётчик-штурмовик потерял глаз, но не потерял силы духа
Случались в разведке и курьёзные случаи.
Так однажды разведчикам поручили найти немецкий аэродром, с которого враг наносил удары по нашим кавалеристам. Несколько дней они прочесывали вражескую территорию, но аэродром никак найти не удавалось.
Однажды, уже возвращаясь с разведки, лётчики заметили идущий со снижением немецкий 3-моторный тяжёлый транспортник Ju-52. Сначала они хотели его сбить, но потом пошли за ним следом и вышли на искомый аэродром, сфотографировали и вернулись домой. Сразу же после возвращения и доклада разведчиков на штурмовку вражеского лётного поля отправили массированные силы: два авиаполка.
На Берлин
23 июня 1944 года дивизию, в которой служил Тищенко, переподчинили 3-му Белорусскому фронту с задачей прикрыть правый фланг фронта. Так продолжалось до начала сентября, когда лётчики получили приказ готовиться к перелёту на аэродром во Владимире-Волынском, откуда развивалось наше наступление через территорию Польши на Берлин.
В это же время Александр занял должность заместителя командира полка и стал штурманом полка. С тех пор его неоднократно отправлялся в боевые вылеты ведомым командира авиационного корпуса генерала Савицкого.
В середине января 1945 года 812-му иап поставили задачу: поддержать с воздуха танковое наступления, и в кои-то веки случилось так, что аэродромы располагались не в тылу, как обычно, а у передовой. Наступление развивалось настолько быстро, что лётные поля приходилось менять чуть ли не через день, сразу же – как только танкисты отбивали у немцев новое.
«Не успев получить свою Золотую Звезду, не дожив до Победы». Как погиб самый молодой советский «смертник» из Донбасса20 апреля 1945 года, всего за 20 дней до конца войны, не вернулся из полета ИЛ-2 Героя Советского Союза капитана Николая Семейко. О высокой правительственной награде он узнал за день до гибели. Вторая звезда была присуждена ему уже посмертно. Из всех летчиков, дважды Героев СССР Николай Илларионович Семейко был самым молодым — он погиб в 21 год
Так продолжалось с 14 января 1945 года и вплоть до штурма Берлина.
В начале февраля 1945 года генерал Савицкий вызвал Тищенко в штаб и поставил задачу: с аэродрома южнее крупного польского города Быдгощ, повести тройку истребителей на разведывательный, а заодно и агитационный полёт в центр Берлина.
Когда погода позволила, три самолёта поднялись в воздух и на малой высоте дошли до самого центра вражеской столицы. По пути лётчики производили разведку аэродромов и точек ПВО. Долетев до центра города, самолёты сбросили листовки и, прижимаясь к земле, на бреющем полёте ушли на родной аэродром. Этот подвиг упоминается в наградном листе на представление к званию Героя Советского Союза от 1 июня 1945 года.
С 16 апреля по 8 мая 1945 года 812-й иап принимал участие в Берлинской операции, после чего война для него закончилась.
Золотая звезда
Всего Александр Тищенко сделал 351 боевой вылет, провёл 117 штурмовок вражеских аэродромов и колон, 120 полётов на разведку, провёл 83 воздушных боя в которых лично сбил 16 самолётов плюс 1 в группе и 1 на земле при попытке взлететь.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за "мужество и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецкими захватчиками", капитану Тищенко присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 9012).
После войны Александр Трофимович продолжал службу на лётных должностях истребительной авиации ВВС. В 1952 году он окончил Военно-воздушную академию (ВВА), адъюнктуру при ней, защитил диссертацию кандидата военных наук. Впоследствии занимался научной и преподавательской деятельностью в ВВА. В 1960 году уволился в запас.
До 1966 года полковник Тищенко продолжал преподавать в Военно-Воздушной академии имени Юрия Алексеевича Гагарина. Затем по состоянию здоровья перешёл на научно-исследовательскую работу в одной из лабораторий академии. Написал несколько книг — воспоминаний о Великой Отечественной войне. Проживал в поселке Монино Московской области. 8 апреля 1976 года здесь же, в Монино, заслуженный лётчик, не дожив до 60 лет всего несколько месяцев, ушёл из жизни.
Рекомендуем