Министерство обороны Российской Федерации ещё второго ноября заявило, что удовлетворено гарантиями неповторения использования зернового коридора для атаки на Крым и базу флота в Севастополе и не возражает против возобновления зерновой сделки. Тем не менее Генеральный секретарь ООН (организация является непосредственным участником сделки) Антониу Гуттереш только через две недели, 17 ноября, приветствовал согласие всех сторон на возобновление сделки сроком на 120 дней (4 месяца).
Чем вызвано такое запаздывание реакции? Ведь Турция, Украина и ООН (участвующие в сделке вместе с Россией) высказались за её возобновление сразу же после приостановки Россией своего участия.
Всё это время сделку тормозил Запад. Я уже писал, что украинская провокация с терактом на Крымском мосту не была случайностью, как не случайно в её подготовке участвовали британцы. Реакция России легко просчитывалась. Запад рассчитывал на моментальный выход России из сделки. Москва просто не могла отреагировать по-другому.
Но Россия смогла. Она из сделки не вышла. Она приостановила своё участие до получения гарантий. И тут же выяснилось, что это именно Запад готов отменить сделку, а провокация была устроена именно ради того, чтобы вина за эту отмену пала на Россию.
Дело в том, что Европа, под прикрытием плача о «голодных детях Азии и Африки», спокойно набила украинским зерном свои закрома и больше в сделке не нуждалась. Такие страны Запада, как США, Канада, Австралия сами являются крупными экспортёрами зерновых и совсем не против заработать на дальнейшем росте мировых цен. Голод в третьем мире их больше не волнует, поскольку потребности самого Запада удовлетворены. Кроме того, вторая часть зерновой сделки, предполагавшая разблокирование поставок на мировой рынок российского продовольствия и удобрений, так и не была выполнена. Под предлогом выхода России из сделки Запад планировал от российских поставок отказаться окончательно.
В общем, Россия должна была стать виновной собственно в разрыве сделки, в мировом голоде, в росте цен на продовольствие, на котором Запад собирался зарабатывать и даже в том, что свою часть сделки Запад не выполнил. Понятно, что такой вариант развития событий Москву категорически не устраивал. Российской дипломатии необходимо было решить две проблемы:
— усиление контроля над зерновым коридором, с тем, чтобы усложнить Украине и её англо-саксонским подельникам повторение октябрьской провокации;
— разблокирование собственно российских поставок продовольствия и удобрений на мировой рынок.
Обе проблемы были блестяще решены. Правда, осталась третья: насколько Запад будет склонен выполнять взятые на себя обязательства. Мы ведь знаем, что ложь стала визитной карточкой Запада, своего рода главной евро-американской «ценностью».
Понятно, что проблему возможного обмана мы решить не можем. Если Запад сочтёт нужным, он будет лгать дальше. Но российская дипломатия сделала всё, чтобы максимизировать негативные последствия такой политики для самого Запада.
Две недели, прошедшие между задекларированной готовностью всех участников возобновить сделку и её реальным возобновлением, шёл жёсткий торг об условиях. В ходе этого торга Россия добилась принятия её требования о контроле пунктов направления зерна, с тем, чтобы оно действительно шло в нуждающиеся страны, а не закупалось западными посредниками для перепродажи по боле высоким ценам.
Главное же, в ходе встречи «Группы двадцати» на Бали, Россия добилась признания Западом пакетного характера сделки и внесения этой формулировки в финальную декларацию саммита. Переговоры шли очень сложно. Запад откровенно тянул время, поскольку 18 ноября, если бы ни один участник сделки не выступил против неё, она продлевалась автоматически. Тем не менее под угрозой срыва совместной декларации G-20 и остановки сделки (по очевидной для всего мира вине Запада), российские требования таки были приняты.
Естественным будет вопрос: если Западу был так выгоден срыв сделки, почему он всё же согласился с российскими требованиями и пошёл на её возобновление?
Во-первых, Турция. Когда мы говорим, что Эрдоган хорошо зарабатывает на сделке, мы должны понимать, что зарабатывают тысячи турок, занятые в мукомольном секторе, десятки тысяч их смежников, а также турецкий бюджет. На фоне неоднозначных экономических показателей Турции, в частности высокой инфляции, проблемы в данном секторе привели бы к ухудшению общего экономического положения и могли бы отразиться на президентском рейтинге Эрдогана. А у него 18 июня 2023 года должны пройти президентские и парламентские выборы.
Проигрыш Эрдогана на президентских выборах и/или поддерживающих его сил на парламентских мог бы создать для Запада новые возможности, по организации перехода Турции в адрес врагов России. Так что интересы Анкары и Москвы здесь совпадали. Если бы Запад окончательно заблокировал сделку при согласии России её сохранить, Эрдогану не оставалось бы ничего иного, как заместить украинское зерно российским и, таким образом, активно и открыто включиться в обход западных санкций в торговлю с Россией.
США и их союзники в очередной раз оказались бы перед дилеммой: либо наказывать санкциями Турцию, которая в таком случае будет искать более глубокого сотрудничества с Россией и Китаем, что приведёт к провисанию всего южного фланга НАТО, либо сделать вид, что ничего не произошло, продемонстрировав тем самым свою беспомощность. В этих условиях возобновление зерновой сделки показалось Западу меньшим злом.
Во-вторых, сорвать российские поставки продовольствия и удобрений Запад всё равно попытается. Теперь ему будет труднее, и что-то должно будет прорваться на рынки, но борьба будет жестокой.
Тем не менее на основании публичного признания Западом пакетного характера зерновой сделки Россия уже может требовать разблокирования ранее арестованных по требованию Запада в портах третьих стран судов с её продовольствием. Поскольку США не любят нигде, а формальный повод выполнить требование России есть, то есть и неплохой шанс, что какие-то объёмы российского продовольствия начнут поступать в нуждающиеся страны.
Сегодня Россия готова часть поставок производить даже бесплатно. Нашим фермерам за их продукцию заплатит российский бюджет. Это позволит сохранить объёмы сельскохозяйственного производства на уровне, обеспечивающем продовольственную безопасность страны.
Прорыв на рынки нуждающихся стран позволит в перспективе закрепить их за собой. С учётом того, что многие из них попали в сложную ситуацию только в этом году, когда инспирированные Западом продовольственный и энергетически кризис наложились друг на друга, в дальнейшем они будут оплачивать российские поставки по мировым ценам (деньгами, товарами или допуском российских компаний к разработке своих недр). Потребности самых бедных обычно оплачивает ООН. США до сих пор обеспечивали значительную часть поставок по этой линии, поскольку это даёт гарантированную оплату гарантированных объёмов поставок на протяжении многих лет. Если российскому производителю удастся занять эту нишу, ещё один важный сегмент глобального рынка продовольствия перейдёт под наш контроль.
В целом, борьба за рынки сбыта продовольствия не прекращается ни на минуту и носит не менее острый характер, чем военно-политическое противостояние России и Китая с американским блоком, и в ближайшем будущем только обострится. Об этом свидетельствует и срок продления зерновой сделки. Следующее автоматическое продление (или непродление) должно состояться через 120 дней. К тому времени как раз взойдут озимые и можно будет оценить объём будущего урожая в разных странах.
Опираясь на эти сведения страны-поставщики продовольствия и начнут новый раунд борьбы за покупателя и за цены. Желательно бы к этому времени фактор Украины если не полностью нивелировать, то предельно минимизировать.