Донбасс всем миром. Новые приметы жизни, новые дома и новые надежды

Подписывайтесь на Ukraina.ru
В 2014 году в Донбасс, край весьма благополучный, пришла война. Не собирает больше футбол на "Донбасс-арене" десятки тысяч зрителей. Не принимает международные рейсы Донецкий аэропорт. Разбитые дороги, взорванные мосты, следы от "прилетов" - все это стало неотъемлемой частью Донбасса. Сможет ли когда-нибудь Донбасс стать прежним и даже краше?
Становление Донецкой Народной Республики полноправным регионом России прошло не так давно – около месяца назад, однако внешне в регионе ничего не изменилось. В ДНР и до этого у большинства жителей было российское гражданство, в магазинах принимались рубли, и российский триколор также соседствовал с черно-сине-красным знаменем на государственных учреждениях.
Но кое-что все же изменилось – ушло тяжелое, тягучее, депрессивное чувство безвременья. У людей появилось чувство уверенности в завтрашнем дне.
Крайне остро отреагировал рынок недвижимости – цены на жилье в Донецке резко, словно ракета в космос, устремились вверх, стремительно возвращаясь к довоенным показателям. На некоторых объектах наблюдался аж трехкратный рост стоимости.
- Не повезло мне с референдумом, - рассказывает наш собеседник, офицер Народной Милиции ДНР по имени Андрей, - Я только-только перед голосованием на квартиру накопил, собрал пятнадцать тысяч долларов, выбрал вариант – и тут на тебе!
Андрей по старой, еще украинской привычке, измеряет цены на жилье в долларах. Эта привычка крайне актуальна для Украины и Донбасса и по сей день, но уже давно канула в Лету в России, оставшись одним из пережитков 2000-х. Андрею действительно не повезло – замешкался он с покупкой квартиры, решил прицениться к другим вариантам. Напрасно! На второй день голосования эта квартира стоила уже 25 тысяч долларов, а после подписания договора о вхождении в состав России цена и вовсе приблизилась к сорока.
Андрей, впрочем, не унывает – восемь лет он дрался за то, чтобы Донбасс стал Россией, и мечта его сбылась. Вместо квартиры он купил дом в пригороде.
В Донецке все чаще можно встретить новый запах – запах известки и свежеположенного асфальта. Раньше дончанам удавалось сохранять былой блеск города, но не развивать и не улучшать имеющееся – не было средств, стройматериалов, рабочих рук. Теперь же в Ворошиловском районе уже работают вовсю российские строители – всего за каких-то пару месяцев на месте разбитой школьной футбольной "коробки" появилось полноценное детское футбольное поле, с искусственным газоном и, страшно сказать, полноценным освещением – прям как у настоящего стадиона. Рядом возводится баскетбольная и волейбольная площадки, уличная "тренажерка" - типовые объекты, уже привычные глазу обывателя в Москве, но для Донбасса пока еще диковинка.
- Не, ну такого у нас в Донецке никогда не было! – комментирует проходящий мимо мужик лет тридцати.
- А вот и было! – опровергает товарища идущий рядом с ним его спутник. Он постарше, ему явно за пятьдесят. – Аккурат в конце семидесятых строили много спортивного, как сейчас помню!
Развернуть масштабное строительство в Донецке сложно – мешает близость фронта и регулярные прилеты. Зато там, где война не мешает, строители разворачиваются вовсю.
В апреле, в мае, и даже в июле путь до Мариуполя из Донецка занимал часа два, не меньше. Иногда и больше, если проезд через Еленовку был опасен и машина была вынуждена ехать кружным путем через Старобешево. Избитое прилетами, развороченное гусеницами военной техники дорожное покрытие тревожило водителей и пассажиров беспощадной тряской. В районе Новотроицкого был разрушен мост – и приходилось проезжать под эстакадой. Рассказы старожилов о том, что дорога из Донецка до Мариуполя – неслыханное дело – могла занимать всего лишь час, считались фантастикой.
И что же? Как выяснилось, старожилы не обманывали – после того, как за ремонт трассы взялись всерьез, оказалось, что ехать по ней со скоростью свыше 80 километров в час возможно. Новотроицкий мост, взорванный отступающими украинскими войсками еще в марте, внезапно обнаруживается стоящим и функционирующим, будто и не было никогда разрушения двух пролетов эстакады и мучительного кружного пути. Примечательно, что об его открытии власти отчитались… через две недели после того, как по нему уже вовсю стали ездить машины.
По мере того, как машина приближается к Мариуполю, строительной техники на дорогах становится все больше. Асфальтовые катки снуют в обе стороны, утрамбовывая асфальт, справа от дороги видны экскаваторы, роющие траншею и сотни труб, сложенные штабелями.
- Это воду тянут в Донецк от Мариуполя, - комментирует водитель Руслан. – До Волновахи уже дотянулись, авось и к Донецку скоро дойдет.
Дончане еще полгода назад жалели мариупольцев – а теперь начинают им завидовать. Причина для зависти проста – в Мариуполе вода в домах уже давно появилась, а обстрелов нет.
Эти два фактора и позволили развернуться строителям из России на полную катушку – в городе работают свыше десяти крупных застройщиков. В кратчайшие сроки в Мариуполе вырос микрорайон "Черемушки" - и мариупольцы ахнули: таких красивых домов они еще не видели. Сам город превратился ныне в большую стройку – куда не глянь, везде видна строительная техника и снующие туда-сюда фуры со стройматериалами.
Школу №27 мне довелось увидеть еще в июле, и тогда она представляла собой бетонный остов. У школы ранее судьба сложилась трудная – еще в 2020 году в ней начали капитальный ремонт. Закончить его не успели. В ходе городских боев здание стало прибежищем для ВСУ, неоднократно попадало под удары артиллерии – и все же устояло.
Сейчас же вокруг школы кипит ударная работа – строители работают в три смены, чтобы поскорее сдать объект. И выглядит эта школа уже далеко не как обычная украинская – такие красивые школьные здания с трудом можно найти даже в Москве.
- Я хочу, чтобы эта школа стала самой лучшей в Мариуполе, - признается Вадим Куц, представитель компании "ЕКС", одного из генеральных подрядчиков восстановления Мариуполя. – Мы, может, и не так быстро строим – зато красиво и качественно.
Вадим Владимирович, бывший полковник строительных войск и герой одного из наших предыдущих репортажей, за прошедшие три месяца широко развернулся. Ныне под его руководством работает почти пять тысяч строителей – и набранных из местных, и приехавших из России. Помимо этой школы, только в одном районе за ним закреплено еще девять социальных объектов – еще три школы, среди них одна музыкальная, две больницы, три детских садика. Впрочем, до завершения работ на тех объектах еще далеко - а вот в школе №27 уже частично начались занятия.
Большие, светлые коридоры, ровно уложенная плитка - такие школьные здания еще следует поискать!
Впрочем, ремонт школы пока что продолжается. В школьном спортзале работает целая бригада из России - и практически все рабочие из разных ее уголков.
- Я из Волгограда!
- Краснодар!
- Ростов-на-Дону! - выкрикивают рабочие, боясь, чтобы их малую Родину не забыли.
Забайкальский край, Сергиев Посад, Калининград, Калуга, Челябинск, Кировская область... Почти со всей России съехались люди в Мариуполь, чтобы восстановить его.
Однажды волонтер Алексей Носов из Новосибирска сказал следующее:
— В русских деревнях была одна традиция. Для погорельцев жители всей деревни за сутки справляли новую избу. Сейчас наши погорельцы в Донбассе — и мы сейчас должны всей нашей огромной русской деревней сложить для Донбасса новую избу.
Можем заверить Алексея - Россия сложит Донбассу новую избу.
И будет она еще краше прежней.
Рекомендуем