На этой неделе богатейший украинский олигарх Ринат Ахметов отказался от лицензий на свои СМИ, которые сыграли в свое время существенную роль в насаждении националистических и русофобских идей в умах украинцев, и остался как бы без языка… В Офисе президента его за это уже похвалили. Советник главы Офиса президента Михаил Подоляк в своем твите назвал его «достойным примером».
Холдинг Ахметова «Медиа Группа Украина» (МГУ) отказывается в пользу государства от всех эфирных и спутниковых лицензий телевизионных каналов и от лицензий печатных медиа в Украине, а также прекратит деятельность онлайн-медиа, говорится в заявлении его корпорации SCM.
Свое решение Ахметов объяснил желанием не попасть в список олигархов, а таковыми по закону о деолигархизации считаются крупные бизнесмены, оказывающие влияние на СМИ и политику страны.
Медиа-холдинг Ахметова объединяет телеканалы «Украина», «Украина-24», «Индиго-ТВ», «Донбасс», «34 телеканал», «НЛО TV», «Футбол-1/2/3», оператора спутникового вещания Xtra-TV, издание «Сегодня» и журнал Vogue.Ua. Всего в холдинге работает более 4 тысяч сотрудников.
Ринат Ахметов, чтобы не попасть под деолигархизацию, возвращает государству лицензии на вещание, но не передает более никаких прав, активов и брэндов. По его словам, в нынешних условиях нет возможности продать эти активы по рыночным ценам.
Таким образом, содержание коллективов этих СМИ теперь становится уделом государства. С 12 июля сайты этих СМИ перестали обновляться. Сотрудники СМИ Ахметова уже подают резюме в поисках работы и говорят, что решение было для них неожиданным, повергшим журналистов в шок и прострацию. Если государству не удастся предложить им аналогичные доходы, можно ожидать роста критики закона о деолигархизации с их стороны. К тому же СНБО Украины со своим законом об олигархах теперь теряет дополнительный рычаг для давления на олигарха. Своей медиаплощадки автоматически лишаются такие политики, регулярные гости телеканалов Ахметова, как Арсен Аваков, Олег Ляшко, Дмитрий Гордон, Арсений Яценюк, Евгений Комаровский и Игорь Смешко, хотя они всегда могут продать себя и Офису президента.
Теперь, вероятно, Ахметов зарегистрирует новые СМИ, например, в Польше и продолжит вещание в качестве иностранного СМИ. Политолог Михаил Чаплыга считает, что Ахметов просто уходит от налогов и необходимости содержать коллективы. «Ахметов отдал затраты Украине, а сам купил спутниковую лицензию в ЕС! И теперь ему не нужно платить налоги в Украине – ни напрямую, ни через налоги от фонда оплаты труда коллектива. И еще бонусом он перестал быть олигархом… Заводы – болгарам, медиа – полякам, недра Украины – Ахметову», - говорит Чаплыга в интервью изданию «Комментарии».
Одной из причин ухода из украинских медиаактивов может быть нежелание ретранслировать исключительно повестку Офиса президента. С марта все телеканалы обязаны присоединяться к единому телемарафону, соблюдать военную цензуру, вещая фактически одно и тоже. Информационную политику украинских телеканалов сейчас контролирует государство, а не владелец. В данной ситуации олигархам нет смысла содержать дорогостоящие активы, платить зарплату тысячам сотрудникам, чтобы лишь ретранслировать Зеленского.
Олигархи содержали украинские телеканалы и прочие СМИ в целях политической борьбы, продвижения своих ставленников в предвыборной гонке и противодействия попыткам конкурентов или государства отжать их бизнес, но завлекая зрителей развлекательным контентом. Сейчас такие вложения на Украине просто не окупаются, тем более что Ахметов потерял самые дорогие свои активы – мариупольские комбинаты. С другой же стороны, это может говорить о том, что Ахметов не верит в скорое окончание вооруженного противостояния и сохранения своего бизнеса на Украине.
В украинском медиапространстве теперь все ресурсы будут сконцентрированы на пиаре исключительно Зеленского. Оппозиционные СМИ закрыли еще в прошлом году. В этом году выбросили из эфира СМИ Петра Порошенко. Остаются только СМИ Виктора Пинчука и Томаша Фиалы, которые ретранслируют повестку западных партнеров.
Выход Ахметова из украинского медиарынка, с одной стороны, усилит монополизацию информационной политики в руках Офиса президента уже не только по факту, но и формально. С другой же стороны, беднеющие украинские олигархи меньше могут вкладывать средств в качественный медиаконтент, а у государственных СМИ он, мягко говоря, не пользуется популярностью. Например, государственный телеканал «Дом »так и не взлетел. Таким образом, само по себе падение качества украинских СМИ, их унылое единообразие могут способствовать снижению их влияния на украинского зрителя, что в конечном итоге может позволить ему оценивать ситуацию более трезво.