«Ребёнка покатаю!»
Мария Политаева из Севастополя очень ждёт запуск поездов из Крыма в Херсонскую область. В Мелитополе у неё живут родственники, которых она не видела восемь лет. До 2014 года Мария каждое лето ездила к ним на черешню — собирали, увозили с собой ящиками.
«Вы знаете, я очень скучала ещё, только не смейтесь, по солёной рыбе. Всегда к поезду приносили много, покупать можно было дёшево. Прям представляю, как снова выхожу из вагона, а тут торговля бойкая вовсю! Очень жду этот момент», — говорит крымчанка.
В первую поездку в Херсонскую область она хочет взять семилетнего сына. Он ещё ни разу не ездил на поезде, Мария ждёт, что это будет интересное путешествие для них.
«На материк я на поезде не ездила, у меня там друзей и родственников нет — все на Украине. Вот поедем в Мелитополь в середине июля, думаю. Жду с нетерпением»! — подытоживает Мария.
Пассажирский поезд между Крымом, Херсонской и Запорожской областями в тестовом режиме будет запущен с 1 июля, о чём сообщил глава Республики Крым Сергей Аксёнов. Он добавил, что в Херсонской и Запорожской областях плата за проезд будет приниматься и в гривнах, и рублях.
«Пока планируем, что будет ходить одна пара тестовая. С 1 июля планируем три вагона: 160 пассажиров в одну сторону, 160 — в другую», — отмечал Аксёнов.
Поезда — это не только радость для мирных жителей. Это ещё и работа для сотрудников железной дороги. Бывшее украинское руководство вывезло весь подвижной состав. Персонал перестал получать зарплату, недовольным угрожали и просили сидеть тихо. Об этом рассказывает один из сотрудников железной дороги, попросив не называть его имя — боится угроз со стороны украинских знакомых.
«Теперь люди получают деньги, да и работа будет, — говорит собеседник. — Нам однозначно от этого лучше. Россия дала всё для грузового и пассажирского сообщения».
Планируется, что железная дорога станет главным логистическим стержнем между Запорожской областью и республиками Донбасса. Поможет это и Крыму. Грузы можно будет перевозить безопасно и оперативно.
«Конечно, железнодорожное сообщение даёт много плюсов и Крыму, и соседним регионам. Контакты были утеряны при Украине, абсолютно не по нашей вине, — говорит Сергей Воложанинов, декан факультета механизации производства и технологии переработки сельскохозяйственной продукции КФУ им. Вернадского. — Раньше у нас было плотное сотрудничество в производственной сфере. Мы готовы делится опытом и сейчас это пойдёт всем на пользу. Кроме того, планируем возобновить сотрудничество в научной сфере».
«Караванами ли, пароходами ли…»
С 15 июня гражданские лица могут ездить на автомобилях между Донбассом, Крымом, Мариуполем, Мелитополем и Херсоном. 19 июня в Запорожской области было предложено открыть второй транспортной коридор с Крымом. В планах есть даже запуск автомобильного и автобусного сообщения из Москвы в Симферополь через Харьков, Днепропетровск и Запорожье. По сути, это восстановление прежнего транспортного коридора, существовавшего до 2014 года.
Ранее, 7 июня, министр обороны РФ Сергей Шойгу объявил об открытии автомобильного сообщения между материковой частью России и полуостровом. Движение сразу стало более интенсивным. Вскоре и глава Республики Крым Аксёнов заявил, что проезд на полуостров нужно сделать максимально доступным для людей.
«Мы и раньше ездили, на самом деле, — признаётся Максим Боглов из Мелитополя. — Как украинцы от нас ушли, так не стало продуктов, даже туалетной бумаги. Ездили в Крым за покупками, но очереди были огромные на границе, могли часов 15 стоять. Даже стали матрасы и подушки с собой брать. Теперь всё быстрее и удобнее, да и знают уже нашу машину — спокойнее пропускают».
1 июля в кассах также появятся билеты на пассажирские автобусы сообщением Мелитополь — Крым, обещают в военно-гражданской администрации (ВГА) Мелитополя.
«Прорабатывается вопрос запуска пассажирского сообщения с автостанции Мелитополя. Продажа билетов будет стартовать в день запуска пассажирского сообщения и будет осуществляться в кассах автостанции в день отправки автобусов. Определяется также порядок приоритетного прохождения госграницы, пограничного контроля и стоимость билетов», — подчеркнули в ВГА.
«Стабильное транспортное сообщение Крыма с Херсонской и Запорожской областями — это только плюсы, минусов я не вижу, — заявляет Геннадий Ротанов, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления КФУ, доктор экономических наук. — Во-первых, в Симферополе и Севастополе уже стали ниже цены на сельхозпродукцию. Во-вторых, будет приток отдыхающих. В-третьих, наладится сотрудничество с образовательными учреждениями. И это правильно. Потому что Крым, Херсонская и Николаевская области, к примеру, всегда считались единым комплексом».
Также между портами Крыма и Мариуполя может быть запущено пассажирское судоходство. Такую перспективу видит руководство морпорта Мариуполя. Там напоминают, что ранее в порту Мариуполя был пассажирский вокзал. Запуск пассажирского судоходства с Крымом и Новороссийском может быть налажен уже в 2023 году.