— Рафаэл, Эдуардо, расскажите, почему вы поехали в Донбасс?
Рафаэл: Мы журналисты партийной печати бразильской Партии рабочего дела (PCO). Наша партия выпускает печатную продукцию, у нас есть интернет-газета и канал в Youtube, мы также присутствуем в крупнейших социальных сетях. Мы приехали в Россию и Донбасс, чтобы рассказать Бразилии о том, что на самом деле происходит в воюющем Донбассе. Мы побывали в ЛНР и сделали ряд репортажей, статей и интервью для нашей бразильской прессы.
— Сколько времени вы там находились? Где побывали?
Рафаэл: Мы были в ЛНР две недели. За это время мы побывали, кроме Луганска, в Рубежном и Попасной.
Мы побывали на линии фронта, встречались с военнослужащими народной милиции ЛНР, видели населённые пункты, полностью разрушенные в ходе военных действий. И даже познакомились с членами правительства ЛНР.
— Расскажите, как к вам отнеслись власти ЛНР. Позволяли вам свободно перемещаться по территории республики, говорить с людьми?
Рафаэл: Да, конечно. У нас сложились с ними хорошие отношения. Нам предоставили полную свободу передвижения. Вообще, наш опыт в ЛНР можно назвать удивительным. Мы увидели, что это действительно народная республика, не похожая на другие страны мира, которые мы видели.
— В чём заключается это отличие?
Рафаэл: Правительство ЛНР пользуется поддержкой народных организаций, принимает во внимание коллективные интересы, а не частные. Это государство, в котором основные ресурсы национализированы и используются на благо народа.
Профсоюзы имеют очень большое влияние на общество, у них есть право разрешать спорные вопросы между государством и трудящимися, у них есть возможности представлять перед правительством жалобы по поводу условий работы и оплаты труда, пенсий и других важных для трудящихся вопросов.
Эдуардо: Можно даже сказать, что мы почувствовали дух Советской России.
У профсоюзов есть власть, а профсоюзные активисты заседают в парламенте, который, кстати, называется «Совет». Профсоюзы участвуют в управлении вместе с официальным правительством, и мне кажется, что это следствие той революции, которая произошла в Луганске в 2014 году.
— С кем вы разговаривали в Луганской области?
Рафаэл: С членами правительства, с профсоюзными деятелями, с людьми на улице. Я считаю, что мы разговаривали с достаточным количеством людей, чтобы составить общее впечатление о том, что происходит в Донбассе и что чувствует народ в ЛНР. Они уверены, что спецоперация в Донбассе в конце концов завершится разгромом сил киевского режима.
Эдуардо: Они не хотят зависеть от Киева, и хотят видеть свой регион интегрированным в состав России.
У жителей ЛНР сильны антифашистские и патриотические взгляды. Также ощущается ностальгия по СССР. Люди там не хотят войны, война им была навязана.
— А что сообщают о Донбассе бразильские СМИ?
Рафаэл: Они дают очень малую и обрывочную информацию. Из бразильских СМИ совершенно невозможно понять, что главной проблемой украинского конфликта является Донбасс, и что он вызван постоянными действиями фашистских групп и Вооружённых сил Украины в Донбассе, которые продолжаются 8 лет. Всё это скрывается прессой нашей страны, которая говорит только о том, что Россия начала агрессивную войну против Украины.
— То есть, о конфликте, который начался в Донбассе в 2014 году, там вообще не говорили?
Рафаэл: Да. После переворота, который произошёл после событий на Майдане, Украина как бы исчезла из бразильских СМИ. А сам Майдан они представили как народную революцию, сбросившую коррумпированное правительство.
Когда киевский режим начал вооружённую агрессию против народа Донбасса, в Бразилии об этом не говорили. Только 3 месяца назад там снова заговорили про Украину, причём так, как будто бы война там только что началась.
Россия в их интерпретации — это сам дьявол на Земле, однако они ничего не говорят о том, что ВСУ творят в Донбассе. Донецк каждый день обстреливают, и об этом они не сообщают, а если и сообщают, то умалчивают о том, что это делают ВСУ.
— Вскоре после начала российской спецоперации на Украине президент Бразилии Жаир Болсонару выступил с неожиданными заявлениями, где заявил о своём нейтралитете в конфликте и подверг критике президента Украины Владимира Зеленского. Латиноамериканские правые никогда не испытывали симпатий к России. Чем вы объясните подобные заявления Болсонару?
Рафаэл: Мы думаем, что они отражают существующие внутри бразильского государства противоречия.
Есть интересы военной прослойки, есть интересы бразильских предпринимателей, у которых есть отношения с Россией. И хотя эти отношения слабенькие и не так уж влияют на бразильскую экономику, но эти люди не хотят, чтобы трогали их интересы. Поэтому мы думаем, что они повлияли на Болсонару, чтобы он выступил с этими заявлениями.
— Кого поддерживает ваша партия на предстоящих в этом октябре президентских выборах в Бразилии?
— Мы поддерживаем [экс-президента] Луиса Инасиу Лулу да Силву.
Когда он был у власти, мы были к нему в оппозиции, но с того самого момента, когда в 2017 году его бросили в тюрьму по сфабрикованному обвинению, мы его поддерживаем.
— Каковы, на ваш взгляд, его шансы выиграть предстоящие выборы?
— Мы считаем, что возможны махинации с целью не допустить его к власти, в том же стиле, что и его приговор в 2017 году.
У нас в стране у судебной власти слишком много возможностей для махинаций. А так-то шансы вновь стать президентом у Лулы велики. Он популярен и пользуется поддержкой широких слоёв населения, но страна расколота, и бразильская политическая прослойка, которую «отодвинул в сторону» Болсонару, сделает всё возможное, чтобы не допустить возвращения Лулы к власти.
— Кого вы имеете в виду?
— Традиционные правые силы Бразилии. Они попытались создать к выборам «третью силу», против Болсонару и против Лулы, но успеха не добились. Всё указывает на то, что в конце концов они поддержат Болсонару.