Город Херсон, а вместе с ним и морской и речной порты, были практически без боя взяты российскими войсками 2 февраля. Сейчас в области создана российская военно-гражданская администрация, жителям области предоставлена возможность получить российское гражданство и, как сообщают источники «Известий», «если Киев всё-таки пойдёт на контакт с Москвой, не будет обсуждаться статус Херсонской и Запорожской областей, так же как закрыт для Москвы вопрос с Крымом и Донбассом».
Указ императрицы Екатерины II об основании верфи в устье Днепра был подписан в 1775 году, но исполнен генерал-губернатором Новороссии, светлейшим князем Григорием Потёмкиным только в 1778-м — много времени заняли поиск места и согласование между генерал-губернаторством и Адмиралтейств-коллегией. Город при верфи получил название Херсон, по пожеланию императрицы.
Порт находится на правом высоком берегу Днепра, в 25 км от Днепровского лимана и в 95 км от моря. Небольшая глубина реки и моря не давала строить корабли крупнее фрегатов и принимать торговые суда с большим водоизмещением. Только в конце 1890-х годов, после углубления судоходного канала, Херсонский порт заработал на полную мощность. К 1900 году он вышел на четвёртое место по экспорту в Российской Империи с ежегодным грузооборотом почти 0,9 млн тонн. В 1907 году его значение ещё более повысилось в связи с запуском железной дороги Херсон — Мерефа (через Екатеринослав).
Сейчас технические возможности порта составляют около 4 млн тонн грузов, что делает его примерно равноценным Бердянскому порту. Так же, как и в Бердянске, рекорд был поставлен в 2015 году — свыше 4,1 млн тонн. В 2016 году в порту был поставлен рекорд по перевалке зерна и муки — свыше 1 млн тонн. Вообще, через Херсон идёт экспорт продуктов переработки зерновых и масличных культур (отруби, шрот, шелуха и др.) — они используются для производства комбикормов. В последние годы оборот порта составлял 2,6-2,8 млн тонн.
Херсонский морской порт стал первенцем процесса передачи украинских портов в концессию частным структурам. С июня 2020 года он находится под управлением компании «Рисоил-Херсон» (учредителем является Georgian Industrial Group Давида Бежуашвили, связанного с Единым национальным движением Михаила Саакашвили). Срок концессии — 30 лет. Концессионер обещал вложить 216 млн гривен инвестиций в порт в ближайшие 3,5 года и не менее 18 млн гривен в инфраструктуру Херсона. Однако скорее всего, договор будет расторгнут — вряд ли грузины захотят работать с «оккупационными властями».
Особенность занятия порта исключила его разрушение или минирование, однако ВМСУ заминировали Днепро-Бугский лиман в районе Очакова, поэтому работа порта в настоящий момент заблокирована. Чтобы его разблокировать нужно занять территорию Николаевской области. Кроме того, существенно ограничены возможности работы речного порта — движение судов имеет смысл только до Малой Лепетихи и Новоалександровки. Дальше река (точнее, Каховское водохранилище) разделяет украинские и российские войска.
Баржа с арбузами — это не шутка. Доставка арбузов в Киев по реке была прекращена ещё в 2003 году (в советские времена река вообще была основным коридором для транспортировки подобных грузов). Возрождение этой практики в 2017 году премьер Владимир Гройсман назвал «эпохальным», возбуждённые граждане отслеживали движение баржи в режиме реального времени (у баржи был свой twitter) и, что характерно, 300-350 тонн арбузов в последние годы действительно существенно сбивали цены на рынках Киева.
Так что со временем Херсонский порт станет важным элементом логистического маршрута по доставке херсонских овощей, фруктов и консервации в центральную часть России. А может, и баржу с херсонскими арбузами на Москве-реке увидим — если это будет экономически оправдано.
* По-украински арбуз — это «кавун», а «гарбуз» — тыква. Не перепутайте.