Евросоюз, лихо принявший за два месяца пять пакетов антироссийских санкций, конкретно забуксовал на шестом. Пришлось даже созывать на 30-31 мая внеочередной саммита глав государств и правительств государств-членов ЕС. В центре внимания ожидаемо будут ситуация на Украине и ограничительные меры в отношении России.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель ранее уточнил, что шестой пакет предусматривает отключение ряда российских банков от системы SWIFT, санкции за дезинформацию и ограничения по импорту нефти. Однако договориться по его принятию до сих пор не удалось, сообщило агентство Reuters: у сторон осталось много технических вопросов.
Как рассказал накануне журналистам высокопоставленный европейский источник, всё рассматривается единым пакетом, однако переговоры по нефтяному эмбарго идут сложно, но всё же лидеры рассчитывают 30 мая достичь консенсуса, прибегнув к временным исключениям для ряда стран-членов. По информации источников агентства Bloomberg, 28 мая Еврокомиссия направила правительствам всех 27 государств-членов союза предложение об отсрочке введения запрета на поставки российской нефти по трубопроводу «Дружба».
Это подтвердил и высокопоставленный европейский чиновник, общавшийся с журналистами на условиях анонимности:
«Сейчас обсуждается возможное введение эмбарго на российскую нефть, перевозимую с помощью танкеров, нефтепровод «Дружба» может быть исключён (из пакета санкций — ред.). Есть страны, полностью зависящие от российской нефти, для них это серьёзный вызов. Необходимо всё это перенастроить: как реагировать в случае нарушения поставок, как организовать реэкспорт между разными странами. Нам необходимо за несколько дней или недель исправить систему, которая строилась годами. Это совсем непросто».
Власти Венгрии блокируют принятие нового пакета санкций, опасаясь краха национальной экономики в связи с высокой зависимостью от поставок российских нефти и газа, и требуют от Евросоюза сначала полностью обеспечить страну топливом. Однако незаконтрактованных энергоресурсов в нужном объёме на мировом рынке нет.
Кроме того, на саммите лидеры стран ЕС планируют обсудить возможность конфискации замороженных в рамках санкций против России активов. По оценке министра финансов РФ Антона Силуанова, Запад заморозил около половины всех золотовалютных резервов России, а это 300 миллиардов долларов. Глава МИД РФ Сергей Лавров сказал, что таким образом фактически просто украли эту сумму.
Стремясь изолировать Россию на международной арене и отрезать её от системы мировой экономики, США и Европа угодили в собственную ловушку: в связи с блокированием доступа к счетам Газпрома в западных банках Москва перевела недружественные страны на новую схему расчётов за газ, чем поставила их в тупик. Осознав отсутствие альтернативных поставщиков и все риски, связанные с дефицитом энергоресурсов, больше половины клиентов согласились на условия РФ — хотя ранее заверяли, что ни за что на это не пойдут.
На Западе звучат призывы конфисковать активы России и передать их Украине. Однако мало того, что не существует правовых механизмов для воплощения этой идеи в жизнь, о чём напоминают ещё не потерявшие связь с реальностью западные политики, так это ещё и создаёт опасности для Запада, предупреждает издание The Financial Times.
«Проблема в том, что закон попросту не предусматривает соответствующей процедуры. Хотя большинство считает, что помочь Украине и покарать Россию — это веские моральные аргументы, передать чужие активы другому — отнюдь не то же самое, что их заморозить. Без последовательной и прозрачной структуры западным правительствам грозят либо годы дорогостоящих судебных тяжб, либо утрата доверия, на котором зиждется вся их политика и экономика.
<…> Если не распрощаться с законностью и правом на собственность, то российские активы наверняка останутся замороженными на долгие годы вперёд или же нас ждут бесконечные судебные баталии», — говорится в статье.
По словам источника, на сегодняшний день в Евросоюзе не обсуждается ни седьмой санкционный пакет, ни смягчение санкций против РФ в обмен на усилия по преодолению продовольственного кризиса (спровоцированного в том числе действиями Запада, последствия которого, к слову, Россия пытается свести к минимуму).
Впрочем, в России не так наивны, чтобы ожидать каких-либо послаблений. Напротив, Лавров в интервью французскому телеканалу TF1 заявил:
«Эти санкции, похожие на истерику — я бы даже сказал где-то на агонию — были инициированы Западом. Та скорость, с которой они были введены, и их объём показывают, что они были сочинены «не за одну ночь». Их готовили достаточно давно. Едва ли эти санкции будут сняты. По крайней мере, США не публично, но в контактах со своими союзниками, говорят, что, когда всё это закончится, санкции всё равно останутся.
Речь идёт не об Украине, которая выступает инструментом, «разменной монетой», а о сдерживании развития России. Она мешает Западу утвердить однополярный мир, который Вашингтон провозгласил при покорном согласии Европы. Что Европа в этой ситуации в геополитическом плане выиграет? Я не знаю. Политические аналитики сейчас пишут, что с точки зрения будущих перспектив главный проигравший во всей этой истории — Европа».
Источник также рассказал, что при подготовке к саммиту ЕС обсуждалась возможность призыва со стороны европейских лидеров к прекращению огня на Украине, но некоторые государства восприняли это сдержано.
Некоторые страны Евросоюза, наоборот, наращивают поставки вооружения Киеву. В частности, министр обороны Чехии Яна Чернохова объявила, что Украине уже передано оружие более чем на $152 миллиона, и в ближайшее время власти республики обсудят очередной пакет военной помощи на $30 миллионов.
Источники СМИ в правительстве Польши сообщили, что Варшава оснастила 3 дивизиона ВСУ почти двумя десятками самоходных гаубиц «Краб», и теперь украинская армия располагает не менее 24 самоходными пушками калибра 155 миллиметров. Кроме того, министр обороны Украины Алексей Резников рассказал о полученной помощи от «датских партнёров с участием британских друзей» — противокорабельных ракетах Harpoon.
Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев, бывший ранее Главнокомандующим Военно-воздушными силами и Воздушно-космическими силами РФ, отметил, что после периода намеренного замедления проведения спецоперации, на которое Вооружённые Силы РФ пошли сознательно в целях сохранения жизней мирных граждан, Россия наращивает темпы демилитаризации Украины — сейчас более интенсивное уничтожение военной инфраструктуры ВСУ стало возможным без риска для гражданского населения.
«Враг в значительной мере обезоружен и деморализован, и если бы не поставки вооружений и военной техники из стран Запада, то ВСУ уже давно не просто массово, а тотально капитулировали бы», — написал генерал-полковник в Telegram-канале.
Как рассказал 26 мая посол ЛНР в РФ Родион Мирошник, к тому моменту около 8 000 украинских военных сдались в плен. Они рассказывают, что командование сбежало при первой же возможности, бросив их без еды и воды, раненые неделями находились без медицинской помощи. Спустя месяц бойцы ВСУ и националисты, занявшие территорию завода «Азовсталь», всё-таки сдались. Все военнопленные отмечают хорошее отношение с российской стороны.
Освободить около 2500 пленённых с «Азовстали» президента РФ Владимира Путина 28 мая просили канцлер ФРГ Олаф Шольц и президент Франции Эммануэль Макрон. В том же телефонном разговоре, который продолжался порядка 80 минут, российский лидер предупредил своих европейских визави о том, что накачка Украины западным оружием носит опасный характер и ведёт к рискам дальнейшей дестабилизации обстановки и обострения гуманитарного кризиса».
Если немецкое правительство хоть и отказалось от принципа не поставлять вооружение странам, на территории которых идут боевые действия, но на деле всячески тормозит передачу обещанного оружия, то Париж, как выразился Лавров в интервью TF1, активно поставляет Киеву в том числе наступательные вооружения, требует вести войну «до победного конца», «нанести России поражение», а также играет одну из инициативных ролей в разжигании украинского национализма.
«Мы увидели, что бывает, когда Европа едина. Что касается саммита — надеюсь, так и продолжится. Но сейчас это единство начинает рушиться», — констатировал вице-канцлер, министр экономики ФРГ Роберт Хабек.
В союзе, состоящем из стран с разным уровнем развития, объёма национальных бюджетов, боеспособности, энергообеспечения и отличием по многим другим параметрам, полного согласия и удовлетворения априори быть не может, но не всегда о разногласиях заявляют в полный голос, но обострение украинского кризиса вскрыло проблему разобщённости Евросоюза как нельзя ярче.
Глава крупнейшей фракции Европарламента — Европейской народной партии — Манфред Вебер в интервью агентству DPA в преддверии саммита не исключил, что решение о нефтяном эмбарго могут ввести без учёта мнения Венгрии, хотя, согласно регламенту ЕС, для введения ограничительных мер требуется согласие всех государств-членов.
«Честно говоря, я устал от того, что весь ЕС всегда должен следовать за колеблющимися, когда дело доходит до санкционных решений», — заявил политик.
Венгрия занимает второе место по количеству наложения вето на общие решения Евросоюза (33 раза за последние 13 лет), уступая по этому показателю только Нидерландам (38 раз).
Недовольство сложившейся ситуацией привело к возникновению инициативы преобразовать Евросоюз в конфедерацию: Еврокомиссия, Германия, Франция и Италия, каждый руководствуясь собственными мотивами, предлагают отменить право вето и единогласное принятие решений и перейти к голосованию по принципу квалифицированного большинства.
Однако у этой идеи есть два блока противников: государства, выступающие донорами в общеевропейский бюджет (Швеция, Финляндия, Австрия, Нидерланды) не хотят становиться донорами менее благополучных партнёров по Евросоюзу, тем более не имея права возразить по этому поводу, а восточноевропейские государства, которые как раз-таки от ЕС больше денег получают, чем отчисляют, негативно относятся к перспективе преобразования союза в конфедерацию. Потому что тогда они, тесно связанные экономически с Китаем, а внешнеполитически — с США, не смогут гнуть свою линию в рамках ЕС.