Запад продолжает накачивать вооружённые формирования киевского режима всё более мощными вооружениями, причём выделяемые на эти цели суммы постоянно растут. Так, в минувший понедельник, 16 мая, главы МИД стран — членов Евросоюза согласовали выделение на военную помощь Украине дополнительно 500 миллионов евро. Как сообщил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, оружие будет закупаться через Европейский фонд мира, а общий объем выделенной Украине со стороны ЕС военной помощи составит 2 миллиарда евро. А в субботу, 21 мая, президент США Джо Байден подписал закон о выделении пакета поддержки Украине в размере 40 миллиардов долларов, из которых половина предназначена на «общую военную помощь».
За два дня до подписания упомянутого закона британское агентство Reuters со ссылкой на официальных лиц в Белом доме сообщило, что администрация США работает над передачей Украине современных противокорабельных ракет, которые помогут ей «преодолеть установленную Россией морскую блокаду». Такие заявления были сделаны на фоне участившихся опасений, что поставки Киеву более мощного оружия, способного топить российские военные корабли, усилит вооружённый конфликт на Украине.
Помимо опасений эскалации, американские официальные лица и источники в Конгрессе ссылаются на препятствия для отправки Украине более мощного и дальнобойного оружия, включая требования, связанные с длительным обучением эксплуатации оборудования, трудности с его обслуживанием и опасения, что американское оружие может быть захвачено российскими войсками. Однако три американских официальных лица и два источника в Конгрессе сообщили агентству, что два типа мощных противокорабельных ракет, Harpoon (производства Boeing) и Naval Strike Missile (NSM, производства Kongsberg и Raytheon Technologies), активно рассматриваются для прямых поставок на Украину или для доставки путем их передачи от европейских союзников, располагающих такими ракетами.
Брайан Кларк, военно-морской эксперт из Гудзоновского института, заявил Reuters, что 12-24 противокорабельных ракет типа Harpoon с дальностью действия более 100 километров будет достаточно, чтобы угрожать российским кораблям, и может убедить Москву снять блокаду. «Если Путин будет упорствовать, Украина сможет уничтожить самые крупные российские корабли, поскольку им будет негде спрятаться в Чёрном море», — сказал Кларк.
Пока есть несколько проблем, которые не позволяют Украине получить противокорабельные ракеты. Во-первых, ограниченная доступность платформ для запуска ракет Harpoon с берега — технически сложное решение, по мнению нескольких официальных лиц, поскольку это в основном ракеты морского базирования. Соединенные Штаты работают над потенциальными решениями, включая снятие пусковой установки с американского корабля и её монтаж на украинском побережье. При этом ракеты NSM могут быть запущены с берега и имеют дальность 250 км. Источники агентства сообщили, что поставки NSM считаются менее сложными с точки зрения логистики, чем Harpoon, потому что союзники по НАТО могут «одолжить» Киеву мобильные наземные пусковые установки.
19 мая, когда появилась публикация Reuters о возможных поставках Киеву противокорабельных ракет, состоялось заседание Совета Безопасности ООН, посвящённое продовольственной безопасности мира. Госсекретарь США Энтони Блинкен в ходе выступления на нём обвинил Россию в использовании продовольствия как оружия, заявив, что она «держит в заложниках» поставки не только украинцам, но и многим странам мира. По его словам, вследствие действий России с территории Украины невозможно вывезти около 22 миллионов тонн зерновых.
«Каждое государство — член ООН должно воздействовать на Россию, чтобы прекратить действия, которые усугубляют продовольственный кризис на Украине и по всему миру», — заявил Блинкен на Совбезе ООН. Он в очередной раз призвал Россию прекратить блокаду портов в Черном и Азовском морях и разрешить беспрепятственное движение кораблей, поездов и грузовиков с продовольствием с Украины.
В свою очередь, постпред РФ при ООН Василий Небензя, выступая после Блинкена, заверил, что не РФ блокирует в Черном море суда, перевозящие зерно. «Вы утверждаете, что мы якобы блокируем возможность вывоза сельхозпродукции из Украины морским путем. Однако правда в том, что именно Украина, а не Россия продолжает блокировать в портах Николаева, Черноморска, Очакова, Одессы и Южного 75 иностранных судов из 17 государств и именно Украина заминировала акваторию Черного моря», — заявил он.
«Вооружённые силы России ежедневно открывают гуманитарный коридор, представляющий собой безопасную полосу движения судов в юго-западном направлении от территориальных вод Украины. Киев же всячески уклоняется от взаимодействия с представителями иностранных государств-судовладельцев в решении вопроса безопасного выхода заблокированных судов в район сбора», — продолжил постпред России. «У нас в этом году намечается рекордный урожай пшеницы. В этой связи можем с первого августа и до конца года предложить на экспорт 25 миллионов тонн зерна через порт в Новороссийске», — добавил российский дипломат.
Кроме этого, постпред РФ призвал коллег из ЕС и США объяснить, как поставки оружия Украине «способствуют укреплению глобальной продовольственной безопасности». Он задался вопросом, куда идут поставки украинского зерна. «У нас есть обоснованные подозрения, что зерно идет не на нужды голодающего глобального Юга, а закачивается в зернохранилища европейских стран. Так, как мы понимаем, Украина расплачивается за поставляемые Западом вооружения», — уверен Василий Небензя.
Представитель ЕС при ООН Олаф Скуг назвал озвученную российским дипломатом версию дезинформацией. «То, что мы сегодня слышали от России по поводу некой схемы Запада "зерно за оружие", — это ещё один элемент к длинному списку дезинформации», — сказал он. Вот только странность, противоречащая заявлению Скуга — списки стран, требующих ускорить экспорт украинского зерна, и участвующих в «контактной группе по обороне Украины», которая 23 мая будет обсуждать увеличение поставок оружия Киеву, практически совпадают.
Отдельно на СБ ООН выступил глава МИД Румынии Богдан Ауреску, который назвал обвинения России «ложными и подлыми». Однако его заявление является лучшей иллюстрацией поговорки «на воре и шапка горит». Достаточно воспользоваться системами слежения за месторасположением судов типа MarineTraffic, чтобы заметить, что в Чёрном море неподалёку от румынского порта Сулина организована «товарная биржа», на которой торгуют украинским зерном. Сухогрузы везут его из украинских портов на Дунае (Рени, Измаил, Килия, Усть-Дунайск) и перегружают на крупнотоннажные суда. В день в этот район Чёрного моря приходит до 100 таких сухогрузов.
Однако на самом деле вопрос экспорта украинского зерна и шире — «разблокирования» украинских портов на Черном море — может оказаться лишь поводом для поставок Киеву нового и более мощного оружия, и эскалации вооружённого конфликта на Украине. Дело в том, что даже если бы там действительно было бы 22 миллиона тонн зерна, предназначенного на экспорт, — а именно такую цифру назвал не только Блинкен, но и президент Украины Владимир Зеленский во время брифинга в Киеве 21 мая, — то это лишь 0,786% от мирового производства зерновых в 2021 году. А оно, согласно докладу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) от 6 мая 2022 года, составляет 2 799 миллиона тонн.
Кроме того, украинское руководство постоянно путается в цифрах. Так, 6 мая премьер-министр Украины Денис Шмыгаль во время визита в Польшу заявил, что Россия заблокировала в украинских портах «90 миллионов тонн нашего зерна». Даже если абстрагироваться от того, что зерно уже давно принадлежит западным трейдерам, то названная Шмыгалём цифра — абсолютно фантастическая и её никто больше не подтверждал. Всего же Украина за 2021 год намолотила 84 миллионов тонн зерновых и бобовых культур.
Но самое главное: ещё 11 января 2022 года гендиректор объединения предприятий хлебопекарной промышленности «Укрхлебпром» Александр Васильченко заявил, что массовый экспорт продовольственной пшеницы с Украины привел к тому, что отечественные производители хлеба вынуждены закупать муку… в Турции. О чем же тогда говорил Шмыгаль? Вовсе не о пшенице, а о кукурузе, подсолнухе, рапсе и т. п. Больше всего на территории Украины застряло именно этих агрокультур, а их потребляют не на «глобальном Юге», а как раз в Европе.
Но и этих зерновых, по информации аналитиков рынка, на всех элеваторах Украины осталось не более 30 миллионов тонн. Этого, конечно, более чем достаточно для внутреннего потребления в обычные годы. Но с учетом неясных перспектив урожая 2022-го и роста мировых цен на продовольствие, сохранение его запасов явно более удачная стратегия, чем ускоренный экспорт.
Но удачной она является с точки зрения народа Украины, который, по мнению многих российских экспертов, западные кураторы киевских властей намеренно обрекают на голод. Потому в условиях, когда Запад всё равно будет обвинять Москву в любых бедах Украины, и ради благосостояния жителей этой страны России действительно нужно всеми силами не допускать вывоза продовольствия с украинской территории. Уменьшит ли это поставки западного оружия киевскому режиму — прогнозировать сложно, но, по крайней мере, голода на Украине удастся избежать.