Коц, который встретился с Ковалёвым в лагере под Еленовкой, где содержатся пленные с «Азовстали», характеризует его так: «один из немногих людей с "той" стороны, о которых донецкие высказываются с уважением». Кто же это такой?
Александр Иванович Ковалёв родился в 1967 году в Макеевке.
В открытых источниках информации о его биографии до избрания депутатом немного.
Один из важных фактов — участие в боевых действиях в Афганистане. Служил он в 345 парашютно-десантном полку, который в 1979-1989 годах базировался на аэродроме Баграм. Некоторое время командиром этого полка был будущий министр обороны России Павел Грачёв. Судя по всему, Ковалёв — профессиональный военный, офицер.
После выхода на пенсию занимался предпринимательской деятельностью (очевидно, пользуясь связями среди «афганцев»). Считает личным врагом Виктора Януковича, в частности, потому, что тот «уничтожил его бизнес».
С 2008 года возглавляет Всеукраинскую гражданскую организацию «Никто кроме нас», объединяющую, преимущественно, бывших десантников и ветеранов Афганистана. В этом качестве занимался благотворительной деятельностью.
В 2011 году воины-афганцы, совместно с чернобыльцами и предпринимателями, вышли на акцию протеста, которую позже назвали «бунтом афганцев». Они требовали отменить законы, ограничивающие социальные льготы. Активисты попытались прорваться в здание Верховной Рады.
После этого в офис НКН и в дом Ковалёва нагрянула налоговая милиция, которая провела обыски по делу о незаконной добыче угля в Торезе и даже избила секретаря организации. В свою очередь афганцы вызвали прокуратуру, заблокировав незваных гостей внутри здания.
В 2012 году, во время возложения цветов к памятнику воинам-интернационалистам в Киеве, воины-афганцы демонстративно повернулись спиной к Виктору Януковичу. После этого в фирмах Ковалёва опять прошли обыски, а ему самому рекомендовали выехать из страны.
В 2014 году он принял активное участие в Майдане, но и тут отличился невосторженным образом мыслей. После победы Майдана именно он, как считается, был одним из организаторов бегства из Киева сотрудников «Беркута», в частности, «чёрной роты», которая якобы расстреливала участников Майдана. Сам Ковалёв говорил: «кто были эти бойцы, куда они поехали, с чем они выехали — я не знаю, я там лично не присутствовал. Это был гражданский акт здравости, чтобы людей выпустить. Потому что на тот момент они выполняли свои служебные обязанности».
Генеральная прокуратура Украины в 2016 году инкриминировала Ковалёву участие в организации бегства силовиков и уничтожения их оружия. После сообщения о подозрении и допроса он был отпущен судом под личное обязательство.
В июле 2016 года народный депутат Владимир Арьев опубликовал фото, на котором Ковалёв находится возле Донецкой облгосадминистрации во время её захвата ДНР. Это вполне могло быть (там же присутствовал и, например, знаменитый жулик Константин Гришин — «комбат» Семен Семенченко), но позже Ковалёв активно поддержал АТО, собирал помощь, формировал отряды добровольцев, тренировал военных и т. п.
В 2019 году он был избран как самовыдвиженец по округу №51 в прифронтовом посёлке Зайцево в Донецкой области (самый маленький округ). Там он получил 220 голосов, победив действующего депутата Надежду Савченко.
В программе Ковалёва содержались требования «отменить закон о тотальной украинизации и защитить наше право на родной язык»; «отменить смертельную медицинскую реформу и вернуться к системе здравоохранения, доступной всем»; «восстановить уважение к нашей настоящей истории, народу-победителю и истинным героям Великой Отечественной войны».
В Раде он вступил в группу «Доверие» (олигархический кондоминиум, главной фигурой в котором является живущий в Лондоне латифундист Андрей Веревский). Работает в Комитете по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки.
И вот в мае 2022 года он, по имеющимся сведениям, без согласования с руководством Рады, оказывается в Мариуполе и ведёт переговоры о сдаче запертых на «Азовстали» военных.
В самой по себе поездке ничего особенного нет — сплошная линия фронта отсутствует, в Запорожской области, например, действуют коридоры, через которые можно попасть на контролируемую российскими войсками территорию. Разумеется, Ковалёв при этом не мог не встретиться с крайне вежливыми представителями российской контрразведки (и/или с не очень вежливыми представителями МГБ ДНР), но его тем не менее пропустили.
Первоначально сообщалось, что на «Азовстали» якобы находится его сын, но он сам опроверг эту информацию в беседе со Сладковым. Участие Ковалёва — «добрая воля переговорщиков».
Что следует сказать об этой персоне?
Александр Ковалёв — личность, конечно, неоднозначная. Однако сейчас уже нельзя судить людей на основании поддержки Майдана и АТО. Возможно, он разочаровался в «идеалах Майдана», а в организации Ильи Кивы оказаться просто не мог как из-за натянутых отношений с ОПЗЖ, так и просто потому, что Ковалёв, в отличие от Кивы, человек серьёзный и состоявшийся.
С другой стороны, Ковалёв достаточно последователен: во всех случаях он становится на сторону военных и сотрудников правоохранительных органов, считая себя их защитником.
Понятно, что в условиях, когда киевская власть не пыталась ничего сделать для азовских сидельцев, а только лишь использовала их как информационный повод, действия Ковалёва, мягко говоря, идут вразрез генеральной линии. Во что это обойдётся самому Ковалёву — посмотрим.
Но картина постепенно перестаёт быть чёрно-белой. Даже среди депутатов нет единства (достаточно вспомнить историю депутата от «Слуги народа» Андрея Ковалёва (однофамильца Александра), который пошёл на сотрудничество с новыми властями Херсонской области), и само по себе это не может не радовать.